В праве ли мы решать за своих детей, какое образование им получать и кем работать?
Когда-то, очень давно, люди не знали что такое лук и стрелы. И талантливый человек, впервые создав работоспособный образец и научив этому ремеслу своих детей, обеспечил им безбедное существование. Его дети учили своих детей, те своих, и так могло длиться столетия и даже тысячелетия, пока на смену луку и стрелам не пришла другая, новая и более совершенная технология, основанная на силе пороховых газов.
Так же было с транспортом: после изобретения колеса и телеги кто-то придумал запрячь в неё животное, потом животное заменили на паровую машину, далее было несколько поколений двигателей внутреннего сгорания, и вот, наконец, всё больше транспорта движется за счёт электропривода. Продолжать можно долго.
Многотысячелетний опыт показывал нашим предкам, что человек рождался и умирал, видя примерно один и тот же уровень технологий, и лишь немногие счастливчики жили в эпоху перемен (некоторые восточные мудрецы бы со мной не согласились, что это счастье).
Технологический уклад менялся вначале раз в несколько тысячелетий, потом раз в несколько сотен лет, далее десятков, и вот мы живём в эпоху, когда технологии устаревают так быстро, что этим технологиям не успевают обучить в ВУЗах за 4 года.
Где-то во второй половине 20 века научно-технический прогресс сравнял скорость смены актуальных технологий со скоростью смены поколений. А потом и многократно превысил её. Дело движется к так называемой "Технологической сингулярности", это такой предполагаемый момент в будущем, когда технологическое развитие станет в принципе неуправляемым и необратимым, что порождает радикальные изменения характера человеческой цивилизации.
То есть уже нельзя, как в былые времена, перенять у отца мастерство, например, лекаря или кузнеца, бережно хранить и передать сыновьям. Знания успеют устареть, и сделают это молниеносно.
Не устареют в какой-то мере лишь базовые и некоторые другие навыки: иностранные языки, искусство, ремёсла на грани искусства, где делают штучный товар, кулинария, и так далее. Твоя черновая металлообработка и мастерство автослесаря скоро никому не будет нужна. Как не нужно и формальное 4-летнее просиживание штанов в ВУЗе с обучением абстрактным знаниям.
К сожалению, упёртость моего поколения, чей возраст неуклонно ползёт к 40 годам, (а старшего - тем более), не позволяет дать детям шанс самим набить шишек и прожить свою жизнь.
Есть что-то общее между балериной-неудачницей, которая вкладывает всю себя в балетные тренировки своей дочери, стремясь, чтобы хотя бы та добилась успеха в балете, и родителя, который всю жизнь проработал на тяжёлой, скучной и совсем не творческой работе, зачастую, не приносящей никакого удовлетворения, отправляющего своё чадо исполнять несбывшиеся мечты. Просто серая жизнь, от которой мы так рьяно и неумело стремимся уберечь своих детей.
Это гиперкомпенсация по Фрейду - вместо того, чтобы заняться наконец своей жизнью, куда легче указывать своему, по факту, уже взрослому, отпрыску, как ему поступать и что делать.
Да, мы уже не понимаем этот мир. Это точно так же, как наши родители не понимали как настроить каналы на новом телевизоре. И мы столь же забавны, как наши бабушки, не убиравшие плёнку с пульта управления этим телевизором.
Я пишу в смартфоне одним пальцем - большим или указательным. И это выглядит странно, с точки зрения 20-летних. И всем плевать, что я вслепую и очень быстро набираю текст десятью пальцами на ноутбуке - сам ноутбук, скорее всего, довольно скоро устареет как явление.
Что я предлагаю? Спросить. Узнать, чего хочет ваше великовозрастное дитя. Посоветовать, высказать свою точку зрения, но не навязывать, не заставлять поступать в ВУЗ на ту специальность, на которой он потом не проработает ни дня.
Хочет сходить в армию - пусть идёт. Хочет стать кондитером? Да хоть стилистом - не тащи его в автослесари! Тебе стыдно за его выбор? Что подумают родные/близкие? Так это к тебе вопрос, почему тебе стыдно. Не к ребёнку. Ты состаришься и умрёшь, а ему жизнь жить. Свою. И, поверь, он намного лучше тебя знает, как это сделать.
Самое лучшее, что можно, на мой взгляд, дать ребёнку в первый год после окончания школы, так это популярный в некоторых странах "Gap year". Это время, которое проходит между окончанием средней школы и поступлением в университет или колледж, а также между колледжем и аспирантурой или профессиональной деятельностью.
Как правило, это практикуют молодые люди из Австралии, Польши, Скандинавских стран, Великобритании и Соединенных Штатов. Пауза между этими двумя событиями часто, но не всегда, составляет год. Он часто используется для путешествий или для получения опыта в стажировке с наименьшими затратами. Чтобы понять, захочет ли человек в будущем работать по выбранной специальности, не обязательно много лет учиться. Иногда достаточно просто заняться чем-то похожим.
А вы дадите своему ребёнку право выбора будущей профессии?
Пишите комментарии, ставьте лайки, а я буду дальше делиться с вами интересными и полезными