Первый день «нулевых» - 01.01.2000г. Весь мир тщательно готовился к этой дате. Никто не мог предположить – как точно поведут себя компьютеры при переходе с 31 декабря на 1 января 2000. Или они вернутся в 1900. Даже был утверждён «Национальный план действий по решению „Проблемы 2000“ в Российской Федерации». Дортрансбанк, как и все, тщательно готовился. Новый год встречали снова на рабочих местах, создали резервные копии … . В итоге человеческий разум победил. Сбой не возник, компьютеры отработали корректно.
А дальше, вновь банковские будни и очередное прорывное действие: Банк доказал в ЦБ РФ свою состоятельность и перспективность и получил две новых лицензии: по работе с иностранной валютой и по работе с вкладами физических лиц.
Они стали резким толчком для роста и расширения услуг и аудитории банка.
А далее новая потребность того времени. Выросли коммерсанты, которые захотели иметь свой собственный банк в банке. Так стала развиваться идея индивидуальных сейфов. Сейф физического лица располагался в банке под круглосуточной охраной, а ключ от него хранился в кармане коммерсанта. Это сегодня кажется обыденным делом, а в то время это было «круто». Дортрансбанк устанавливает индивидульные сейфы сначала в офисе на проспекте Строителей, а позднее в офисе на ул. Комсомольской. Так, у каждого владельца сейфа появилась небольшая «собственная частичка банка», правда временно.
В 2000 году крупнейшее промышленное предприятие нашего города АО «Лепсе» приобрело новый выпуск акций ДТБ и вошло в число крупных акционеров банка. Дортрансбанк открывает новый Центральный офис на площади Лепсе. Байка того времени: «Где находится головной офис Дортрансбанка? – На площади Лепсе, Сергей Миронович Киров показывает на него рукой». Просто центр площади Лепсе украшает скульптура С.М. Кирова. Когда-то в новом здании Дортрансбанка находился офис «Авиабанка». Старожилы рассказывают, что валютная касса «Авиабанка» находилась за металлической решеткой от пола до потолка – такова была реальность работы банков в конце 90-х. На тот момент, в районе площади Лепсе отделений банков не было и ДТБ стал первым, открывшим офис в том районе. После открытия нового офиса, помещение на проспекте Строителей, 15 становится дополнительным.
«Думаю, наших клиентов привлекает консервативная банковская философия, позволяющая обеспечивать стабильность, надежность и безопасность проведения финансовых операций. Визуальным выражением такой философской идеи стал центральный офис банка на площади Лепсе: сдержанные тона и строгие линии фасада вместе с изысканной простотой отражают общую концепцию ведения бизнеса» - комментировало руководство банка, в одном из интервью того времени.
Но переезд в новое здание это ещё не всё. Прохожие того времени сразу обратили внимание на гигантскую спутниковую антенну, появившуюся в скорости на здании банка, которая имела размер, как в «космическом центре управления полетами»! Оказалось все просто – ДТБ запускает интернет-банк! По сути, это был первый шаг в сторону от бумажного документооборота к электронным платежам. Все это позволило резко поднять скорость проведения платежей от нескольких часов до нескольких минут. Так была запущена новейшая, для того времени, услуга для бизнеса «Интернет-банкинг». Это сегодня технологии практически не видимы пользователю, а в те времена масштабы впечатляли.
«Мы считаем, что внедряя интернет-банкинг, мы, прежде всего, экономим время своих клиентов. Многие из них оценили всю прелесть on-line коммуникаций. Ведь проще заплатить 200 рублей в месяц и управлять своим счетом из собственного офиса. К тому же можно осуществлять контакт с банком в режиме реального времени через переписку. Востребованность этой услуги такова, что оборот интернет-банка составил 4 млрд. рублей. Кстати, учитывая спрос на эту услугу, нам пришлось купить еще один сервер, чтобы клиент без задержки получал все необходимые услуги» - цитата из статьи газеты «Вятский Наблюдатель» от февраля 2007 г.
Еще одно знаковое событие той эпохи - появилась новая реальность: возможность перевода денежных средств по всему миру. Дортрансбанк сразу же заключил партнерский договор с международной системой «Western Union». Как показала жизнь, услуга оказалась крайне востребованной, в первую очередь для стран ближнего зарубежья.
Позже, как снег на голову свалились новая отчетность для банков по международным стандартам (МСФО). Это было настолько знаковое событие, что даже стартовый семинар по общим основам проводила крупнейшая мировая аудиторская компания PricewaterhouseCoopers. Проходил он в Москве, в ЦБ РФ.
Следующая новация ЦБ – система управления рисками. И снова корректировка структуры банка.
В тех же годах мы погрузились в новые реалии: оказывается бумажным деньгам есть альтернатива – виртуальные электронные деньги, записанные на пластиковую карту, которые в то время, вызывали состояние шока у продавцов магазинов, особенно небольших. Понимая тенденции рынка, Дортрансбанк запускает проект по обслуживанию карт «Золотая Корона», начиная выпускать пластиковые карты золотого цвета. В то время, в торговых сетях практически не было терминалов и они были не совсем удобны в работе. Например, терминалы Sagem весили более 1 кг, а платеж по карте мог проходить несколько минут, что даже вынуждало покупателей магазинов, стоящих в очереди в кассу, переходить в другую очередь, если впереди них стоял человек с банковской картой! А на кассе, зачастую, можно было услышать фразу: «Мы обслуживаем пластиковые карточки только белого цвета»! Неудивительно, что при поступлении денежных средств на пластик они практически сразу снимались в банкоматах. Чтобы удержать средства на карте и защитить их от снятия ДТБ начал начислять % на остаток, тем самым начал приучать клиентов банка сохранять средства на карте.
«Мы замечаем хорошую тенденцию - расплачиваться карточкой становится модно. По сравнению с другими пластиковыми картами скорость расчетов по «Золотой Короне» значительно выше, плюс начисляются неплохие проценты на остаток. Кроме того, у юрлиц, которые переводят заработную плату на пластиковый проект "Золотая корона", значительно сокращаются расходы на ведение бухучета, инкассациию и иные сложности, связанные с выдачей зарплаты вручную» - говорил Председатель Правления банка в одном из интервью.
Мысль о сохранности своих сбережений всегда живет в головах вкладчиков. В то время государство приняло серьезное решение, взяв на себя ответственность за вклады населения в банках. Но особенность системы страхования вкладов заключалась в том, что банки не включались в нее автоматически – нужно было выполнить ряд условий и пройти жёсткий отбор. Кстати, почти треть российских банков не смогла пройти «фэйс-контроль» Центробанка. Доказательством правильного курса ДТБ было принятие в Систему по страхованию вкладов под номером 88 (всего было свыше 1000 участников).
«Жизнь доказала надежность нашего банка. Не было ни одного эпизода, порочащего его репутацию. А теперь, когда банк 21 октября вошел в систему страхования, наблюдается более активная реакция со стороны вкладчиков. Процедуру проверки проходили полтора месяца. Это, надо сказать, очень сложный процесс, проверялись все направления деятельности банка. Речь шла о полном соответствии финансовой устойчивости банка требованиям ЦБ РФ. И теперь мы с гордостью говорим, что ЗАО «Первый Дортрансбанк» лишний раз подтвердил свою способность надежно работать и в будущем» - комментировали в Банке.
В то время контролирующие органы очень часто проверяли банки. Прошло 36 проверок Центрального Банка и аудиторских компаний, плюс всевозможные контролирующие инстанции. Порой две проверки одновременно находились в банке, а председатель правления временно переезжал из своего кабинета, чтобы предоставить место проверяющим…
А 2005 году новый проект - Банк начал участвовать в региональной программе ипотечного кредитования совместно с "Кировской региональной ипотечной корпорацией", заложив старт для успешного продвижения ипотечного кредитования в последующих годах.
«Считая приоритетной программу ипотечного кредитования с "Кировской региональной ипотечной корпорацией", банк за 9 месяцев выдал кировчанам кредитов на покупку жилья в сумме 147 млн.руб. Это значит, что улучшили свои жилищные условия или получили новое жилье уже 277 семей» - из интервью газете «Вятский Наблюдатель» за октябрь 2006 года.
О том, как происходило значительное расширение услуг и сети отделений банка читайте в следующем месяце в продолжении истории.