А кто все-таки «умнее», старик или старуха в сказке Пушкина о золотой рыбке? Смотрите: старуха не упустила удачи из рук, в отличие от старика. Он мог бы рыбку отпустить, и поминай, как звали, если бы не его суженая. А бабка, во-первых, «дом отстроила», во-вторых, вкусила дворянскую жизнь, в-третьих, даже царицей побыла. Конечно, она в конце зарвалась: захотела стать «владычицей морскою», чтобы рыбка золотая была у нее в услужении. За это и поплатилась.
Мне одна читательница написала, что старик – символ неудачливости. Старуха «пряла свою пряжу», а он то и делал, что «ловил неводом» тину морскую. И лодки у него не было! Разве можно ловить неводом с берега? Старуха работала – пряла, может, этим и на кусок зарабатывала.
Но этого мало. Всю жизнь прожили, а «торчат» в землянке. Даже избы – пусть под соломой – у них не было. Видимо, не было и детей – вообще ничего не было. Читательница предположила, что корыто – это приданое старухи, а старик всю жизнь был гол, как сокол.
Старуха называет старика «дурачиной и простофилей». Первое слово понятно, нечего его комментировать. А вот второе! В словаре В. Даля простофиля – это «простак, несмышленый, глуповатый». То есть «простой Филя». Мы знаем, что простота хуже воровства.
Конечно, старуха злая и сварливая, а старик добрый и сердечный. Только вот жалко ли его читателю?
Тот же Пушкин писал, что «сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». В этом смысле творение великого поэта вечно. Люди могут быть предприимчивыми и простофилями. Только, видимо, не нужно палку перегибать, как это сделала старуха в конце сказки. Вот судьба-рыбка и вернула ее в старую землянку.
Во всяком случае, ясно одно: удача не для простофили.
Подписаться на канал "Георгий Жаркой".