Все чаще и чаще в повседневной жизни я слышу такие слова: "Чтение уже давным давно изжило себя!". Есть же телевизор, кино и куча других развлечений, которые давным давно заменили нам какую-то скучную примитивную книгу. Чем же рискует человек, отказавшийся от ежедневного чтения ради других развлечений?
Человек научился читать примерно шесть тысяч лет назад. С тех пор данное увлечение прошло длинную историю - от чтения настенных иероглифов до создания первых рукописи, от книги как непозволительной роскоши до книги как средства массового развлечения, от чтения как обязательной части жизни привилегированного, интеллектуального человека до тенденции к мнению, что книги на данный момент интересны лишь "бумерам", "занудам" и "ботаникам".
Стахановская работа наших мозговых клеток во время чтения
Во время того, как вы читаете эту статью, загадочный орган в вашей черепной коробке устраивает внутри себя работу, схожую с производством на крупном заводе. Томографические исследования показывают, что в процессе чтения задействована большая часть нашего мозга. Более того, чем больше мы читаем, тем больше зон наш мозг использует для этого, развивая нейронные связи в тех частях, которые до этого стояли незадействованными.
Так как же это, черт возьми, происходит?
А происходит все это предельно просто. Объясню с помощью "Физиологии человека" Покровского В. М., Коротько Г. Ф. и др.
Когда человек открывает книгу или статью и начинает "бегать" по ней глазами, к работе подключается первичная зрительная кора нашего мозга. Она формирует образ слова и отправляет его в угловую зону мозга, которая из своего "склада" знаний, называемым зоной Вернике, достает понимание этого слова. Далее уже в зоне Брока происходит представление слова, что обеспечивает полное восприятие прочитанного.
При этом чем больше мы читаем, тем быстрее происходит этот процесс.
А зачем мне оно вообще нужно?
Ну не читал я книжки и не читал. Какой смысл начинать? Что мне это даст?
Дело в том, что при чтении задействованы те зоны мозга, которые не будут задействованы ни в каком ином процессе, будь то решение логических задачек, игра в шахматы или просмотр телевизора. Телевидение, тем более, даёт нам уже готовые установки, в большинстве случаев не оставляя нам возможности проанализировать ситуацию и подключить свои фантазию и воображение.
Теперь перейдём к конкретным численным показателям:
- Специалист по классическому английскому языку Натали Филипс провела исследование, в процессе которого с помощью МРТ показала, что во время чтения циркуляция крови в мозгу меняется таким образом, что захватывает совершенно разные комбинации его зон. То есть чтение "для удовольствия" и чтение "для запоминания и осмысления" приносят разную по результатам, но одинаковую по мощности пользу.
- Исследование группы Инны Слатски (Университет Тель-Авива, Израиль) показало, что 30 минут чтения в день уменьшают риск развития Альцгеймера у человека.
- Директор аспирантуры университета Northcentral по результатам исследования сделал выводы о том, что чтение замедляет ухудшение памяти и понижение интеллекта с возрастом. То есть читающие пожилые люди меньше подвержены заболеваниям, связанным с психикой, нервной системой и головным мозгом.
- Согласно исследованиям MAYO clinic, чтение может выступать отличным ритуалом перед сном, чтобы успокоить нервную и мозговую активность и наладить режим.
Убедила. Так что читать то тогда?
Да хоть что! Доказано, что чтение художественной литературы влияет на одни участки мозга, а чтение научных публикаций - другие. Несмотря на это, они одинаково полезны.
Например, люди, которые читают художественную литературу, на 70% больше склонны к эмпатии, а профессора университетов поголовно рекомендуют читать научно-популярную литературу, считая, что она открывает глаза на окружающий мир.
А если не знаете, что прочитать, рекомендую почитать мою статью о том, что почитать, если испытываешь затруднения с выбором. Всем удачи! :)