Работающие 15 лет петербургские франчайзинговые салоны красоты Toni & Guy успешно пережили карантинные времена и возвращаются к обычной жизни: уже чувствуется наплыв клиентов. Из головного офиса, из Лондона, пришли новые стрижки и образцы цвета для волос, мастера применяют свои знания, полученные на онлайн-семинарах в карантине, рассказывает совладелица и управляющая салонами Елена Игнатьева.
Toni&Guy - парикмахерский бренд родом из Лондона, представляющий франчайзинговую сеть салонов красоты по всему миру и академии для подготовки парикмахеров и стилистов, марка известна также тем, что определяет мировую моду ухода за волосами и тем, что ее владельцы изобрели все стрижки, которые стали популярными за последние 50 лет.
История бренда
Компания была основана в Лондоне, в 1963 году, братьями Масколо, выходцами с юга Италии. Они родились в эмигрантской семье в Лондоне, мечтали о других профессиях, но вынуждены были продолжить дело своего отца-парикмахера. Однако Тони (Джузеппе) Масколо и его брат Гай (Гаэтано), чьи имена стали брендом, сумели завоевать практически все мировые награды парикмахерского искусства, издавать собственный журнал о парикмахерской моде, запустить телеканал на британском телевидении, и продать франшизу более, чем 500 салонам на всех континентах, в том числе, в таких странах, как Германия, Испания, Швеция, США, Норвегия, Тайвань, Гонконг, Австралия. В России салоны Toni & Guy и Академия открыты в Москве, Екатеринбурге, а в Петербурге уже 15 лет бренд представляют предпринимательницы Елена Игнатьева и Севиль Бабаева.
Картинка с рабочего места
Салон работает на Кронверкском проспекте, в помещении площадью 220 м2, здесь все организовано и оформлено в соответствии с дизайном и стандартами торговой марки, мастера в новомодных антиковидных халатиках стригут клиентов уже больше месяца (с 15 июня), настроение у них приподнятое - вместе прошли испытания карантином, теперь можно работать и встречать любимых посетителей.
"А вот - это наша арт-директор Валерия Липен, - представляет коллегу Елена Игнатьева, - в 2019 году она стала парикмахером года в Лондоне".
Toni&Guy проводит ежегодные конкурсы парикмахерского искусства в столице Великобритании, а также обучение мастеров и тех, кто хочет ими стать, как дистанционное, так и обычное. "Каждый год в Лондон мы отправляем 3-4 мастера от нашего салона", - говорит Елена Игнатьева.
Пережить карантин
Во время карантина головной офис вел из Лондона почти ежедневные вебинары, давал мастер-классы, с тем, чтобы паримахеры чувствовали - они не одни, а в составе мировой команды переживают нелегкие времена в своих странах, и не теряли время, а повышали профессиональные навыки.
Совладелица салона рассказывает, что компании, как представителю пострадавшей отрасли, удалось получить субсидии на зарплату по 12 300 руб на сотрудника, а мастера, чтобы заработать хоть какие-то деньги, продавали косметику через интернет, старались поддерживать контакт с постоянными клиентами.
"Мы открылись в июне, когда разрешили работать парикмахерским, - говорит Елена Игнатьева, - но в мае и даже апреле было иногда обидно наблюдать коллег, которые кинулись работать за закрытыми дверями. Мы постарались выдержать".
Предпринимательница рассказывает, что в первые месяцы изоляции - апрель и май - в компании распределили все деньги, что оставались в салоне в качестве подушки безопасности, между сотрудниками, потом получили субсидию, но, конечно, пришлось трудно. Особая благодарность арендодателю - частному собственнику помещения, где располагается салон - он предоставил арендные каникулы.
Как строится работа
Зато, как только открылись, сразу почувствовали, что поток клиентов пошел, видимо, прежде всего пришли те, кто во время сидения дома, не рисковал довериться другому мастеру. Салон на Кронверском в "хорошие дни" сейчас обслуживает 30-35 человек.
Средний чек сильно варьируется, рассказывает технический директор и главный колорист компании Анастасия Тесленко, базовая стрижка стоит 4-4.5 тысячи рублей, цена на окрашивание длинных волос может доходить до 25 тысяч. Средний чек обычно составляет 14-15 тысяч.
С клиентом одновременно работает парикмахер, который делает стрижку, и мастер-колорист, заботящийся о цвете волос клиентки. "Среди запасов салона - все оттенки красок брендов L"oreal и Wella, в моде очень натуральные и естественные, - говорит технический директор, - но не всем так повезло, чтобы волосы естественно выгорали, поэтому не сделать из клиентки цветного пестрого енота - наша задача". Анастасия Тесленко добавляет, что в прошлом году, например, был моден оттенок "лимончелло" и мировые производители красок - партнеры Toni&Guy, его успешно создали.
В салоне обслуживают также мужчин, Елена Игнатьева подчеркивает, что именно они - самые требовательные и самые привязчивые клиенты - клиентов-мужчин в салоне много, и это несмотря на бурное развитие в городе барбершопов. "Если для девушки сменить мастера - это всегда стресс, - рассуждает совладелица салонов, - то клиенты-мужчины вообще очень неохотно меняют мастера". Конечно, благодаря известности марки и уровню обслуживания, в салоне стригутся звезды спорта и шоу-бизнеса, например, Сергей Шнуров, Сергей Семак, Александр Кержаков, а также многочисленные предприниматели и бизнесвумен, депутаты, чиновники и их семьи.
Бизнес под маркой
История петербургского франчайзи Toni&Guy началась с того, что в начале 2000-ых Елена Игнатьева пришла в парикмахерскую на Кронверский проспект ученицей. Через 10 лет она вместе с своей коллегой Севиль Бабаевой выкупила парикмахерскую и пройдя обучение в Лондоне у Toni&Guy, партнеры начали развивать франчайзинговый салон - первым на Казанской улице, потом - на Кронверкском проспекте. Начальные инвестиции в открытие салона составили стандартные для сети $150 тысяч, основные расходы пошли на обучение мастеров, закупку материалов, а также ремонт и коммуникации.
Особых усилий потребовал проект освещения салона, освещение должно было быть таким, чтобы мельчайшие цветовые оттенки были заметны. Сейчас счет за электричество составляет 150 тысяч рублей в месяц. Аренда и зарплата не должны быть более 50% от выручки, уверена Елена Игнатьева, - иначе доходы на сойдутся с расходами. Сейчас Toni&Guy удается работать с рентабельностью 20%.
Всего в компании трудится 40 мастеров, в две смены. Рабочие места чередуются - на Казанской и на Кронверском. На Кронверкском проспекте - лучше проходимость, рядом много офисов компаний, туристические достопримечательности - Петропавловская крепость и Зоопарк - посетители идут просто на вывеску.
Это большая ответственность, считает Елена Игнатьева, поэтому такое внимание в компании уделяют постоянному обучению и тренингам. "Даже опытные мастера, которые к нам приходят, обязательно осваивают наши стандарты и приемы прежде, чем мы допускаем их к клиентам, - говорит управляющая салонами, - а вот наши мастера - их с удовольствием берут в другие салоны с любого нашего уровня".
Забрали секреты
На эту тему владельцы салонов красоты говорят неохотно: проблема существует, мастера, получив опыт и освоив клиентскую базу, уходят целыми группами и открывают свои заведения. Елена Игнатьева рассказала, что и из их салона ушла мастер с небольшой группой сотрудников, забрав, как им показалось, все наши секреты. Но долго такое "свое дело" не прожило. "Они открылись, а как развивать бизнес дальше, не знали, - резюмирует владелица, - некоторые мастера вернулись и мы их взяли обратно".
"Сложно бежать из места, где в тебя столько вложили, и ты вложил множество усилий в свое обучение, поэтому за рабочие места держатся - здесь и высокая по меркам сектора заработная плата, и постоянное повышение профессионального уровня, в том числе, в Лондоне", - говорит Елена Игнатьева.
В планах у партнеров - открыть третий салон. И не где-нибудь, а в Лахта-центре. "Нас уже пригласили туда, - говорит предпринимательница, - нас хотят там видеть, хотя условия пока не озвучивали. Мы попробуем потихонечку выйти из центра. В здании Газпрома будут магазины известных брендов, фитнесы, СПА-комплексы, так что и для салона Toni&Guy должно найтись место".
Ситуация на рынке
Всего в Петербурге согласно данным геоинформационной системы 2 ГИС работает 5213 парикмахерских, 7153 салона красоты, 4542 маникюрных салона. Индустрия до пандемии была на подъеме, активно развивались сетевые форматы.
"Первые две недели после открытия у большинства салонов красоты были довольно насыщенными - возвращались постоянные клиенты, запись была полной, - говорит Елена Велюга, президент Союза предприятий и специалистов индустрии красоты Северо-Запада, - сейчас многие жалуются не падение выручки, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года - на 30%".
На индустрии сказывается и снижение доходов населения в период ограничительных мер, кроме того, владельцы предприятий индустрии красоты рассчитываются с накопленными долгами. "Самое главное, - говорит Елена Велюга, - даже не в том, будет ли вторая волна или не будет, а будут ли опять вводить ограничительные меры. Мы только начинаем расправлять плечи".