Найти в Дзене
BooK-по_читатель

Stand up: назад к тексту

И никакого нет извращенья
В автоматическом удовлетвореньи

Эти слова Андрея "Свина" Панова вполне могут стать эпиграфом к размышлениям о современном стендапе.

Андрей Панов (источник: https://svinpanov.ru/articles/scans/0023-3.jpg)
Андрей Панов (источник: https://svinpanov.ru/articles/scans/0023-3.jpg)

Не думаю, что человек даже поверхностно знакомый с интернет-стендапом будет очень удивлён этому эпиграфу. Конечно, хорошо бы провести статистический анализ, но, на вскидку, тема песни Свина является одной из самых популярных у современных интернет-комиков. По крайней мере, я, кажется, не встречал ни одного выступления, в котором бы её обошли.

Исчерпывает ли это всё представления о современном стэндапе? …

А ведь есть и ещё один важный вопрос: определённые брожения в умах произошли и некоторые пытливые умы, молодые, конечно же, начали задаваться вопросом, а литература ли стендап?

Имеется в виду, конечно же, художественная литература.

Я сразу забегу вперёд и отвечу: нет.

Так что, если кого-то интересовал этот вопрос, можно дальше и не читать.

Тем более я к нему и не вернусь.

В то же время, думается, что стендап возник и продолжает существовать, выполняя некоторые важные функции, традиционно выполняемые литературой и искусством вообще.

Опять же оговорюсь, здесь только пара мыслей, хотя само явление, безусловно, достойно профессионального осмысления: стендап стал заметной частью современной массовой культуры и, безусловно, отражает основные её тенденции, а следовательно, говорит что-то о современном человеке.

Именно поэтому интересен тематический диапазон современного стендапа, из которого складывается определённая проблемная область, описывающего современность, наш быт, переживания, мысли.

И если мы составим пазл из микротем, которые даже на первый поверхностный взгляд в стендапе распространены, то получим весьма удручающую для неискушённого человека картину. Она будет состоять из вещей низовых, пошлых, сугубо материалистических, что окончательно противопоставляется в обыденном сознании всему, что входит в комплекс определения культуры, искусства и пр. Секс, во всех его проявлениях, причём главным из них является мастурбация, алкоголь, наркотики, неудачливость в учёбе и делах, семейные проблемы, аутсайдерство и пр.

Понятно, что перед нами набор болевых точек, которые интересуют каждого молодого человека в весьма ограниченный период его жизни, человека, только осознающего себя в мире, а поэтому чувствующего чуждость и отчуждённость всего. На этом можно было бы поставить точку и к этому вопросу больше не возвращаться: да что они понимают? - пошлость и грубость!

Но именно в этом и заключена сила явления, которое мало кто из поколения немногим старше указанного хочет принять всерьёз.

Стендап - это не текст, это голос. Голос, который пытается пробиться сквозь пластик и мишуру современного медиапространства. Именно поэтому следует сразу же разделить две почти не пересекающиеся сферы и явления совершенно различных рядов: телестендап и интеренет-стендап. Первый относится скорее к КВН-субкультуре, за рамки которой не выходит, строится на гэгах и сценках; второй являет собой живой голос поколения, факт не только медиакультуры, но попытку высказывания, отказ

от воспроизведения форм, в которых запечатлелась иллюзия (Б.Гройс).

Культура преклонения перед сакральным медиапространством вынесла за скобки существование "просто" человека: вне ценностного пространства блеска, гламура, богатства не осталось места цельной повседневности, которая не измерялась бы впечатлением, произведённым и производимым.

Именно из обломков, мерцания "Я" появляется монолог современного стендап-исполнителя.

Стендап ни что иное как презентация "Я", лишённого ценностного основания своего существования. Я есть моё тело, мои амбиции, моя семья, мой социум. Стендап являет нам в формах эпатажных, грубых именно реконструкцию личности, которая выходит на свет, чтобы быть собой. А это весьма радикальный шаг, требующий не менее радикальных средств.

Избыток неуместности в медиапространстве "ОК-культуры", принятие собственного "чудачества"-фриковатости, аутсайдерства - путь к воссозданию портрета утраченного человека, который представлял собой ничто в симуляции нового дивного мира. Маленький человек окончательно перестал быть социальным типом и стал типом экзистенциальным. Готовым заявить о собственном я без интонации подпольного человека, радикально приняв своё место в иерархии вечно улыбающихся ботексными губами суперстаров.

И именно целостность картины жизни этого маленького человека возрождает большой нарратив во всей его фрагментарной мелочности. Повествование измеряется не романным сюжетом, а романным героем. Преодоление расщеплённости личности, приводит к появлению поистине эпического "Я". "Я", переходящее из серии в серию, из фрагмента во фрагмент, подобно цементу, схватывает целостную картину жизни героя, которая в итоге и становится "любимым чтивом" слушателя. Эта целостность, как мне кажется, особенно заметна у таких комиков, как А. Квашонкин, Гоша Борода, И. Явиц, А. Цеховский и др.

Интернет-стендап (источник: https://i.ytimg.com/vi/LwQ_kcpeipE/maxresdefault.jpg)
Интернет-стендап (источник: https://i.ytimg.com/vi/LwQ_kcpeipE/maxresdefault.jpg)

Вообще больший интерес представляют комики не вышедшие в тираж, типа А. Щербакова, который начинал именно как персонаж обыденного сознания в мире иллюзий и стереотипов. Но конвейер заставляет изобретать стратегии бесконечного продуцирования материала, и это губит героя и, как следствие, целостное повествование, уступающее место медиасимуляции героя/героев, начинающих театрализованное представление, а не "лирический" монолог. Происходит дискриминация просто человека, который опять должен стать тем, кого ждут, кого уже любят, кто стал тиражируемой моделью.

А стендап в свою очередь - это эмансипация человека в эпоху тотального толерантного пренебрежения к нему. Последнее очень хорошо заметно в монологах А. Цеховского, который выносит на обсуждение актуальную проблему болезни и болезненности, легитимируя её в зрительском сознании, предлагая не выстраивать зону безопасности, но включая болезнь в жизнь окружающего мира, заставляя смирится с её нормальностью.

А. Цеховский (источник: https://gostandup.ru/uploads/avatars/mXcMj8-aEMgd4-mQuW_V.jpg)
А. Цеховский (источник: https://gostandup.ru/uploads/avatars/mXcMj8-aEMgd4-mQuW_V.jpg)

Или Р. Шимова, которая встраивает женское повествование не в феминный контекст картины мира, а активно покушается на запретные для женщины темы, предлагает свою позицию не как заведомо инакую или ярко гендерноокрашенную, а равноправную, что позволяет автору не манифестировать женское равноправие и включённость в феминистский контекст, а активно пользоваться им здесь и сейчас.

Рита Шимова (источник: https://sun9-72.userapi.com/c824502/v824502749/cbae9/hVMWn7owHrs.jpg)
Рита Шимова (источник: https://sun9-72.userapi.com/c824502/v824502749/cbae9/hVMWn7owHrs.jpg)
Если перефразировать Ж. Бодрийяра, то стендап держится не на принципе "я там не был", но "я здесь был", "я здесь есть".
Виталий Косарев, о котором здесь нет ни слова, но он очень подходит для предыдущего тезиса (источник: https://pic.rutube.ru/video/6b/c6/6bc6bca01d3b8885becf228de468ff17.jpg).
Виталий Косарев, о котором здесь нет ни слова, но он очень подходит для предыдущего тезиса (источник: https://pic.rutube.ru/video/6b/c6/6bc6bca01d3b8885becf228de468ff17.jpg).

Таким образом, стендап оказывает важнейшее влияние на становления нашего сегодняшнего представления о нас самих, позволяет быть собой, не искать оправдания своему существованию, позволяет жить без стыда за нереализованные амбиции симулятивной реальности, утверждает важную гуманистическую позицию по отношению к "просто" человеку.

Предлагаю выразить все согласия и не согласия на тему!

Жмите на все возможные иконки внизу текста.