.
Мартин Хайдеггер в Бытии и Времени - в чем то следует за Кантом, в своем понимании бытия , и в понятии дазайн, ("бытия здесь", или "вот бытия" ) А следует он за Кантом в чувстве долга, точнее в измерении долга как основного из экзистенциалов. Важно понять, что бытие в философии Хайдеггера - бытие самооткликающееся себе, или зовущее себя в человеке, с чем и связан долг - хотя, в понимании Хайдеггера, в отличие от понимании Канта, долг не столько присущ человеку, как этическому субъекту своего выбора, сколько, уже, до его этического выбора, вписан в саму структуру бытия, подразумевая и то, что бытие есть нечто окликаемое свыше или, изнутри себя, из своей анонимности - в сторону раскрытия подлинности себя, и человека . Потому, тревога (связанная в том числе и с будущим) и рождается в нас, чем бы мы порой эту тревогу не заглушали. Другой вопрос, как человеку преодолеть преследующую его тревогу, и преодолима ли человеческая тревога в принципе? Можно ли тревогу преодолеть- верой или любовью?
К НЕПРОСТОМУ ВОПРОСУ, ЧТО ЖЕ ТАКОЕ БЫТИЕ
.
Что такое бытие, в чем открывается человеку его тайна? Да и можно ли, что либо сказать о бытии? Человек с точки зрения Хайдеггера заброшен в мир, который ему анонимен и чужд. Более того, у человека есть опасность и его собственной анонимности. Бытие это не только заброшенность, это и тревога, как некий зов, на который мы,будучи анонимными, вздрагиваем, при этом, все равно, не зная, ни кто мы, ни какие мы на самом деле. Потому что даже когда мы пробуждаемся на тайный зов сознания, (на тайный зов нас самих) мы ощущаем только тревогу. С философской точки зрения, тревога и есть нас откликающее бытие. Но куда она нас зовет, на что она указывает в нас? На этот вопрос, человек не может дать внятного ответа, поскольку, и сама тревога эта в нас анонимна., ибо, вызывая нас из самих себя, из нашей забытой глубины, (или глубины нами забытого), она в то же время, и не возращает нас к самим себе.
О ПОНЯТИИ БЫТИЯ МЕЖДУ ДВУХ ПОЛЮСОВ
.
Бытие у Хайдеггера располагается между двух полюсов. Между полюсом брошенности , и полюсом возможности, как решимости, составляющей другой его полюс, в котором первый полюс просветляется, в котором, просветляется и само бытие. Именно, это просветление Бытия и составляет Истину. При этом, важно отметить, что пределом любой возможности является смерть, из которой человек, собственно и черпает свою решимость быть. Этот момент хорошо обрисовывает Авита Ронелл в своей "Телефонной книге". Но в сущности человек у Хайдеггера анонимен, как верно подчеркивали это и Мартин Бубер и Левинас , исходящие из библейской этики любви - и чувства ответственности за другого. Только любовь , и лицо другого нас изымают из анонимности , и выводят нас из анонимного чувства долга - к бытию не анонимному, а личному. В конце концов и икона в молитве в нас пробуждает подлинное - если перевести этот сложный дискурс- на язык христианский.
*
Интересно, и странно, то что Мартин Хайдеггер, не касается понятия любви - ни в одной своей книге, или статье, не смотря на то, что он был влюблен в Анну Харендт - свою ученицу...Что на мой взгляд, составляет существенный минус его глубоких книг.