Найти тему
Машина войны

Не такой как все... история машины кардинально отличающейся от своих собратьев

Оглавление

Сегодняшний свой рассказ хотелось бы начать с вопроса каждому из вас. Что первым делом приходит на ум, когда вы слышите словосочетание реактивный самолет? Ну а пока вы отвечаете на этот вопрос, я пожалуй начну.

Сегодня речь пойдет о Messerschmitt Me.163 Komet. Это довольно неординарный реактивный самолет как мне кажется и в техническом плане и в визуальном.

Схема Me. 163
Схема Me. 163

Особенности конструкции

Примечательного в этом самолете было достаточно, чтобы выделить его из общей массы реактивных самолетов и раз и навсегда отложить его образ в умах простых обывателей и любителей авиации.

Начать стоит, пожалуй, с шасси летательного аппарата. Оно представляло собой маленькое колесо сзади машины под хвостом и выдвижную лыжу спереди под кабиной пилота.

Посадку аппарат собственно осуществлял как раз таки при помощи выше упомянутых элементов конструкции. В то время как для процедуры взлета самолет ставился лыжею на специальную тележку, которая выполняла по своей сути роль передней стойки шасси и после взлета сбрасывалась обратно на землю.

Колесная тележка
Колесная тележка

Отдельным пунктом стоит рассмотреть и двигатель самолета. На самолете стоял жидкостный реактивный двигатель HWK 109-509-A1 в котором в качестве окислителя использовался стабилизированный 80% пероксид водорода, а в качестве топлива смесь из ~57% метанола, ~30% гидразин-гидрита и ~13% воды. Система зажигания в самолете отсутствовала, так как не требовалась, потому что в результате слияния жидкостей сразу же начиналась химическая реакция.

Так же на самолете был установлен турбонасос, который приводился в движении кислородно-паровой смесью полученной в результате каталитического разложения пероксида водорода и подавал топливо и окислитель в камеру сгорания. Благодаря использованию турбонасоса у самолета имелась возможность выключения и повторного запуска двигателя.

Двигатель HWK 109-509-A1
Двигатель HWK 109-509-A1

В дальнейшем Me. 163 начали оснащать двигателем HWK 109-509A-2 имевшего 2 камеры сгорания, стартовую с регулируемой тягой и маршевую с постоянной тягой.

Однако у самолета был серьезный, как мне кажется недостаток, это малый запас топлива, что полностью лишало машину шансов на второй заход на цель в случае провала первого захода.

Боевое применение и полет

В свой первый полет самолет отправился 1 сентября 1941 года, а первый боевой вылет состоялся 14 мая 1944 года.

За все время эксплуатации самолеты сделали не так и много вылетов, хотя сообщается об 11 потерянных машинах и 9 сбитых самолетах союзников, однако в других источниках указываются 10 потерянных машин и 16 сбитых самолетов союзников.

Испытания трофеев

Часть трофейных самолетов попала в СССР в КБ которого проходила всевозможные испытания. Несмотря на хорошую аэродинамику самолета, наработки, сделанные при его создании, было решено не использовать в собственных проектах. На принятии такого решения сказался дефицит пероксида водорода в СССР, да и сбрасываемая колесная тележка не подходила под требования, предъявляемые к самолетам, проектируемым в СССР.

На этом на сегодня все! Спасибо что дочитали эту статью до конца, не забывайте подписываться, жать большой палец вверх и предлагать свои варианты для новых статей в комментариях. До новых встреч!