Здравствуйте!
Вот и начался август 2020 года. Уже виднеется финишная прямая самого необычного лета в моей жизни. Конечно, мне всего-то 37 лет и много чего будет впереди, но вот встречи лета на самоизоляции у меня ещё не было.
И хотя я не считаю, что в условиях современного количества контента самоизоляция – это какая-то катастрофа, всё же сидеть дома, с мыслью о том, что мир отправляется в спящий режим, не очень приятно. Особенно когда рушатся планы и даже некоторые семейные традиции.
Например, у меня в семье есть традиция, каждое лето ездить в Беларусь. И хотя я больше привык к написанию «в Белоруссию», будут писать так, как сейчас принято в республике. Фотографии, в подписи которых нет упоминания источников, мои, сделанные в разные года.
В рамках рубрики «С чего начинал играть?», где я вспоминал игру «Panzer General», я рассказывал, что оба моих деда были военными, пограничником и лётчиком соответственно. После окончания Второй Мировой войны, они остались в Беларуси, с мыслью о том, что родина может позвать их куда-то ещё. Планов «пускать корни» в городе Гродно и городском посёлке Желудок, не было.
Но, как это часто бывает, жизнь распорядилась иначе. Проходит несколько десятилетий и вот уже мои родители знакомятся в Гродненском мединституте (сейчас уже университете), через некоторое время рождается мой старший брат, а в 1983 году уже и я.
Дальний путь на Запад
Предыстория не случайна. Она позволит лучше понять, с чего это я вдруг решил начать новую серию статей, посвященных Беларуси. Тем более, что часть из них напрямую будет посвящена гаджетам. Эта часть будет вводной, а после неё уже будут статьи про Гродно, городской посёлок Желудок, в обиходе часто именуемый «деревня», реку Неман и различные белорусские достопримечательности.
Итак, вернемся к истории. Я родился и вот в семье уже два ребёнка. Для нас с братом, да и для многих детей рожденных в советский период это означало, что летом мы скорей всего попадем к бабушке в деревню. Или вместе с родителями в отпуске или же в конце мая, сразу же после окончания школы у старшего брата. Возможно, у кого-то деревня заменялась дачей, но это был не мой вариант. Дача была у одного из дедов, который жил в Гродно.
Самые первые летние отпуска родителей, я, разумеется не помню. По рассказам родителей знаю, что часто опаздывали на Белорусский вокзал, так как поймать, а уж тем более «уговорить» таксиста поехать на вокзал, было делом не простым. До заказа такси из приложения было ещё очень далеко, ведь это были поздние 80-е, в чём-то уже тревожные.
Про поезд Щ77 «Москва-Гродно», его обратный близнец и станцию «Ражанка» в Щукинском районе Гродненской области, я расскажу отдельно. Сегодня я хочу описать общие, во многом наивные и детские ощущения и воспоминания, которые сопровождали поездки на автомобиле из Москвы в Желудок.
Когда поездка – действительно приключение
Современный маршрут от Москвы до Гродно составляет 970 километров. Это если считать расстояние от МКАДа в Москве и до таблички «Гродна» на въезде в город. Если просто построить маршрут из одной точки в другую у вас получится больший километраж просто потому, что маршруты строятся от центра городов. Момент очевидный, но многие об этом забывают. В конце концов, далеко не все начинают свой путь от стен Кремля.
Во времена моего раннего детства, маршрут был больше тысячи километров. Примерно, 1040-1060 километров и мы редко проезжали его полностью. Первоначальной точкой маршрута почти всегда Все же за последние тридцать лет дорога несколько менялась и самое заметное изменение вы можете проверить сами. Последние двадцать пять лет (может быть чуть меньше) белорусская часть трассы М-1 идет в объезд городов Толочин, Борисов и Жодино. В моём детстве маршрут шёл через эти города и я помню, как крыши и кузова огромных «БеЛАЗов», казались мне деталями больших трансформеров. Прямо скажем, чем-то большим и страшным.
Но до Борисова ещё нужно было доехать, а это было не так уж и просто сделать.
И дело даже не в том, что М-1 на всём своем протяжении хоть понемного, хоть по чуть-чуть, но строилась. Например, возле того же Борисова, объездные дороги на время ремонта были сделаны вообще через лес. Дорога таила в себе большую долю неизвестности – позвонили заранее бабушками и дедушкам, сказали, что «завтра утром уезжаем» и всё. Они весь день ждут.
И мы действительно выезжали рано утром, часов в пять, потому что дорога занимала часов 12-14. Разумеется, не все эти часы были заняты дорогой. Длительные остановки на обед где-нибудь на поляне в лесу или просто в поле. Прогулки с собакой, опять же время занимают.
Добавляем к этому невысокую среднюю скорость ВАЗ-21011, нагружённую всем чем только можно, от трех канистр в багажнике на крыше и до шаровых опор в багажнике, необходимость частых заправок и мы в лучшем случае получаем маршрут длинной 12 часов. Кстати, о заправках.
От заправки к заправке
Честно скажу, я не помню, какой была ситуация с бензином в 1989-91 годах прошлого века. Смутно помню, как стояли с отцом в длинной очереди на заправку на Озёрной площади в Москве, а из радиоприёмника (солидная опция для тех лет) звучала радиостанция «Европа+». Тогда там часто крутили Sting, Shade и другую подобную музыку.
Но я отвлекся. Небольшое лирическое отступление не случайно – с бензином было не просто, поэтому в дальную дороги брали с собой две, а иногда, и три канистры. Всё это взрывоопасное «богатство» помещалось в багажнике на крыше. Вспоминая об этом сейчас, когда пассивной и активной безопасности уделяется много времени, я понимаю, что это очень экстремально. Но в те годы другие скорости, иной ритм движения и понимание дороги как какой-то работы.
Да, мне было не много лет, но детская память очень цепкая. И я помню, как каждая сотня километров воспринималась как мини-достижение. Вот уже Гагарин, впереди Вязьма, а там Сафоново. Ярцево и уже до Смоленска рукой подать. Вроде бы чуть больше 340 километров, а кажется, что прошло пол дня.
А потом граница, которой в 1990-1991-м ещё не было, в 1992-м она возникла лишь формально, а вот года с 1993-м и до конца 90-х была. Разумеется, без виз и оформления документов, но была. Плата за проезд и союзное государство – это всё появилось уже позже. Пока же это была отметка того, что впереди ещё большая часть пути. И на факт, что на нём будут заправки с бензином.
Возможно, многие из тех, кто будет читать этот текст и не застали то время, когда бензина не было. Не то чтобы не было какой-то отдельной марки, например «сотого» бензина, а вообще его не было. В 1992-1993 годах заправочные пистолеты были замотаны, зато на обочинах стояли бензовозы, часто похожие на военные, где всегда можно было заправится на пару литров. В результате, поездка превращалась в математическую задачку, когда на спуске включается нейтральная передача, а отец про себя считает, сколько ещё проедем на лампочке.
В 1994 году ситуация с бензином была уже по-проще и необходимость в трёх канистрах отпала. Можно было ограничится одной, в багажнике.
Ничто не забыто, никто не забыл
Памятников с такой надписью в СССР было много. Стоял такой и возле поворота на Лиду по трассе М6 «Минск-Гродно», когда она ещё была частично двухполосной.
Собственно говоря, путь от Минска до Гродно всегда был не самый протяжённый, порядка 220 километров, но когда позади у тебя уже более 700 километров, ещё не реконструированная Минская кольцевая автодорога (тоже МКАД), дорога казалось очень длинной.
Отчасти это было обосновано тем, что была она хоть и очень красивой, но узкой, а грузовое движение было интенсивным, поэтому каждый обгон – это мини-задача.
Разумеется, это я сейчас так говорю «задача» , когда у самого второй десяток лет водительского стажа.
В мои 7-8 лет я просто любовался дорогой. Обычно, в Гродненскую область мы въезжали уже на закате, что означало не только красивые виды, но и частые туманы. Особенно в августе. А я просто сидел и смотрел в окно, какие машины перегоняют и пытался понять, что же означает длинная надпись на капоте у грузовиков с ромбом.
Потом весь этот маршрут ещё снился пару дней, вместе с бегущей разметки и шумом автомобиля. Но всё это было очень радостно, ведь впереди был отпуск родителей, большей части проходивший в лесах на берегу реки Неман, возле деревни Шавдини.
Ну а моя деревня, до сих пор официально именуемая городским посёлком, называется Желудок. И название это вовсе не от того, что местные жители любят кушать. Хотя и не без этого. Просто во времена Речи Посполитой и ранее, в её окрестностях было много желудей.
Но про городской посёлок Желудок, город Гродно , историю и природу этих мест, я расскажу в будущих статьях.
Спасибо, что дочитали.