Найти тему

О западе белом замолвите слово. Первая часть рассказа о Беларуси, Гродно и о том, как я туда ездил из Москвы в начале 1990-х

Оглавление

Здравствуйте!

Вот и начался август 2020 года. Уже виднеется финишная прямая самого необычного лета в моей жизни. Конечно, мне всего-то 37 лет и много чего будет впереди, но вот встречи лета на самоизоляции у меня ещё не было.

И хотя я не считаю, что в условиях современного количества контента самоизоляция – это какая-то катастрофа, всё же сидеть дома, с мыслью о том, что мир отправляется в спящий режим, не очень приятно. Особенно когда рушатся планы и даже некоторые семейные традиции.

Например, у меня в семье есть традиция, каждое лето ездить в Беларусь. И хотя я больше привык к написанию «в Белоруссию», будут писать так, как сейчас принято в республике. Фотографии, в подписи которых нет упоминания источников, мои, сделанные в разные года.

В рамках рубрики «С чего начинал играть?», где я вспоминал игру «Panzer General», я рассказывал, что оба моих деда были военными, пограничником и лётчиком соответственно. После окончания Второй Мировой войны, они остались в Беларуси, с мыслью о том, что родина может позвать их куда-то ещё. Планов «пускать корни» в городе Гродно и городском посёлке Желудок, не было.

Но, как это часто бывает, жизнь распорядилась иначе. Проходит несколько десятилетий и вот уже мои родители знакомятся в Гродненском мединституте (сейчас уже университете), через некоторое время рождается мой старший брат, а в 1983 году уже и я.

Дальний путь на Запад

Предыстория не случайна. Она позволит лучше понять, с чего это я вдруг решил начать новую серию статей, посвященных Беларуси. Тем более, что часть из них напрямую будет посвящена гаджетам. Эта часть будет вводной, а после неё уже будут статьи про Гродно, городской посёлок Желудок, в обиходе часто именуемый «деревня», реку Неман и различные белорусские достопримечательности.

Возле Гродненского Драматического театра в июле 2017 года. Фотография сделана мной
Возле Гродненского Драматического театра в июле 2017 года. Фотография сделана мной

Итак, вернемся к истории. Я родился и вот в семье уже два ребёнка. Для нас с братом, да и для многих детей рожденных в советский период это означало, что летом мы скорей всего попадем к бабушке в деревню. Или вместе с родителями в отпуске или же в конце мая, сразу же после окончания школы у старшего брата. Возможно, у кого-то деревня заменялась дачей, но это был не мой вариант. Дача была у одного из дедов, который жил в Гродно.

Самые первые летние отпуска родителей, я, разумеется не помню. По рассказам родителей знаю, что часто опаздывали на Белорусский вокзал, так как поймать, а уж тем более «уговорить» таксиста поехать на вокзал, было делом не простым. До заказа такси из приложения было ещё очень далеко, ведь это были поздние 80-е, в чём-то уже тревожные.

Про поезд Щ77 «Москва-Гродно», его обратный близнец и станцию «Ражанка» в Щукинском районе Гродненской области, я расскажу отдельно. Сегодня я хочу описать общие, во многом наивные и детские ощущения и воспоминания, которые сопровождали поездки на автомобиле из Москвы в Желудок.

Поезд Щ77 «Москва-Гродно». Источник – http://www.train-photo.ru/data/media/45/Vovchik9303_6D15.jpg
Поезд Щ77 «Москва-Гродно». Источник – http://www.train-photo.ru/data/media/45/Vovchik9303_6D15.jpg

Когда поездка – действительно приключение

Современный маршрут от Москвы до Гродно составляет 970 километров. Это если считать расстояние от МКАДа в Москве и до таблички «Гродна» на въезде в город. Если просто построить маршрут из одной точки в другую у вас получится больший километраж просто потому, что маршруты строятся от центра городов. Момент очевидный, но многие об этом забывают. В конце концов, далеко не все начинают свой путь от стен Кремля.

На сегодняшний день, этот маршрут Москва-Гродно самый оптимальный . Как и обратный вариант. Мой скриншот.
На сегодняшний день, этот маршрут Москва-Гродно самый оптимальный . Как и обратный вариант. Мой скриншот.

Во времена моего раннего детства, маршрут был больше тысячи километров. Примерно, 1040-1060 километров и мы редко проезжали его полностью. Первоначальной точкой маршрута почти всегда Все же за последние тридцать лет дорога несколько менялась и самое заметное изменение вы можете проверить сами. Последние двадцать пять лет (может быть чуть меньше) белорусская часть трассы М-1 идет в объезд городов Толочин, Борисов и Жодино. В моём детстве маршрут шёл через эти города и я помню, как крыши и кузова огромных «БеЛАЗов», казались мне деталями больших трансформеров. Прямо скажем, чем-то большим и страшным.

Но до Борисова ещё нужно было доехать, а это было не так уж и просто сделать.

Примерно так выглядела трасса М-1 в районе посёлка Голицыно, Московской области, в 1980-1990 годах. Слева на горке, поворот на Петеленку. Ссылка на источник – https://pastvu.com/p/1022377
Примерно так выглядела трасса М-1 в районе посёлка Голицыно, Московской области, в 1980-1990 годах. Слева на горке, поворот на Петеленку. Ссылка на источник – https://pastvu.com/p/1022377

И дело даже не в том, что М-1 на всём своем протяжении хоть понемного, хоть по чуть-чуть, но строилась. Например, возле того же Борисова, объездные дороги на время ремонта были сделаны вообще через лес. Дорога таила в себе большую долю неизвестности – позвонили заранее бабушками и дедушкам, сказали, что «завтра утром уезжаем» и всё. Они весь день ждут.

А вот так трасса М-1 «Беларусь» выглядела в июле 2019 года, в районе Внуково, Московская область.
А вот так трасса М-1 «Беларусь» выглядела в июле 2019 года, в районе Внуково, Московская область.

И мы действительно выезжали рано утром, часов в пять, потому что дорога занимала часов 12-14. Разумеется, не все эти часы были заняты дорогой. Длительные остановки на обед где-нибудь на поляне в лесу или просто в поле. Прогулки с собакой, опять же время занимают.

Добавляем к этому невысокую среднюю скорость ВАЗ-21011, нагружённую всем чем только можно, от трех канистр в багажнике на крыше и до шаровых опор в багажнике, необходимость частых заправок и мы в лучшем случае получаем маршрут длинной 12 часов. Кстати, о заправках.

От заправки к заправке

Честно скажу, я не помню, какой была ситуация с бензином в 1989-91 годах прошлого века. Смутно помню, как стояли с отцом в длинной очереди на заправку на Озёрной площади в Москве, а из радиоприёмника (солидная опция для тех лет) звучала радиостанция «Европа+». Тогда там часто крутили Sting, Shade и другую подобную музыку.

Но я отвлекся. Небольшое лирическое отступление не случайно – с бензином было не просто, поэтому в дальную дороги брали с собой две, а иногда, и три канистры. Всё это взрывоопасное «богатство» помещалось в багажнике на крыше. Вспоминая об этом сейчас, когда пассивной и активной безопасности уделяется много времени, я понимаю, что это очень экстремально. Но в те годы другие скорости, иной ритм движения и понимание дороги как какой-то работы.

Да, мне было не много лет, но детская память очень цепкая. И я помню, как каждая сотня километров воспринималась как мини-достижение. Вот уже Гагарин, впереди Вязьма, а там Сафоново. Ярцево и уже до Смоленска рукой подать. Вроде бы чуть больше 340 километров, а кажется, что прошло пол дня.

А потом граница, которой в 1990-1991-м ещё не было, в 1992-м она возникла лишь формально, а вот года с 1993-м и до конца 90-х была. Разумеется, без виз и оформления документов, но была. Плата за проезд и союзное государство – это всё появилось уже позже. Пока же это была отметка того, что впереди ещё большая часть пути. И на факт, что на нём будут заправки с бензином.

Примерно так выглядел въезд в РСФСР со стороны Беларуси в 1964 году. https://pastvu.com/p/176059
Примерно так выглядел въезд в РСФСР со стороны Беларуси в 1964 году. https://pastvu.com/p/176059

Возможно, многие из тех, кто будет читать этот текст и не застали то время, когда бензина не было. Не то чтобы не было какой-то отдельной марки, например «сотого» бензина, а вообще его не было. В 1992-1993 годах заправочные пистолеты были замотаны, зато на обочинах стояли бензовозы, часто похожие на военные, где всегда можно было заправится на пару литров. В результате, поездка превращалась в математическую задачку, когда на спуске включается нейтральная передача, а отец про себя считает, сколько ещё проедем на лампочке.

В 1994 году ситуация с бензином была уже по-проще и необходимость в трёх канистрах отпала. Можно было ограничится одной, в багажнике.

А вот так выглядела граница со стороны Беларуси в 1982 году. Но главное на этом фото не граница, а машина. Точно на таком же ВАЗ-2101, цвета «слоновая кость» совершались поездки в из Москвы в Беларусь и обратно с 1985 до 1992 годов. Потом уже был ВАЗ-21011 цвета «коррида». Источник фото  – https://pastvu.com/p/442705
А вот так выглядела граница со стороны Беларуси в 1982 году. Но главное на этом фото не граница, а машина. Точно на таком же ВАЗ-2101, цвета «слоновая кость» совершались поездки в из Москвы в Беларусь и обратно с 1985 до 1992 годов. Потом уже был ВАЗ-21011 цвета «коррида». Источник фото – https://pastvu.com/p/442705

Ничто не забыто, никто не забыл

Памятников с такой надписью в СССР было много. Стоял такой и возле поворота на Лиду по трассе М6 «Минск-Гродно», когда она ещё была частично двухполосной.

Так выглядела трасса М6 «Минск-Гродно» на участке от Минской кольцевой автодороги до Воложина в период с середины 1990-х и по сей день. Фотография сделана в июле 2012 года.
Так выглядела трасса М6 «Минск-Гродно» на участке от Минской кольцевой автодороги до Воложина в период с середины 1990-х и по сей день. Фотография сделана в июле 2012 года.

Собственно говоря, путь от Минска до Гродно всегда был не самый протяжённый, порядка 220 километров, но когда позади у тебя уже более 700 километров, ещё не реконструированная Минская кольцевая автодорога (тоже МКАД), дорога казалось очень длинной.

А  вот так трасса выглядела на участке от Воложина до Щучина в 1980-2019 годах. От Щучина до Гродно с середины 1990-х годов пошла двухполосная трасса. Фото сделано мной в июле 2012 года.
А вот так трасса выглядела на участке от Воложина до Щучина в 1980-2019 годах. От Щучина до Гродно с середины 1990-х годов пошла двухполосная трасса. Фото сделано мной в июле 2012 года.

Отчасти это было обосновано тем, что была она хоть и очень красивой, но узкой, а грузовое движение было интенсивным, поэтому каждый обгон – это мини-задача.

А вот такой стал участок от Воложина до Гродно с 2019 года. Маршрут от Москвы до Гродно и польской границы стал полностью четырехполосным. Фотография сделана мной в июле 2019.
А вот такой стал участок от Воложина до Гродно с 2019 года. Маршрут от Москвы до Гродно и польской границы стал полностью четырехполосным. Фотография сделана мной в июле 2019.

Разумеется, это я сейчас так говорю «задача» , когда у самого второй десяток лет водительского стажа.

В мои 7-8 лет я просто любовался дорогой. Обычно, в Гродненскую область мы въезжали уже на закате, что означало не только красивые виды, но и частые туманы. Особенно в августе. А я просто сидел и смотрел в окно, какие машины перегоняют и пытался понять, что же означает длинная надпись на капоте у грузовиков с ромбом.

Потом весь этот маршрут ещё снился пару дней, вместе с бегущей разметки и шумом автомобиля. Но всё это было очень радостно, ведь впереди был отпуск родителей, большей части проходивший в лесах на берегу реки Неман, возле деревни Шавдини.

Ну а моя деревня, до сих пор официально именуемая городским посёлком, называется Желудок. И название это вовсе не от того, что местные жители любят кушать. Хотя и не без этого. Просто во времена Речи Посполитой и ранее, в её окрестностях было много желудей.

Поворот на трассе М6 «Минск-Гродно» в сторону Желудка. Фотография сделана мной в июле 2012 года.
Поворот на трассе М6 «Минск-Гродно» в сторону Желудка. Фотография сделана мной в июле 2012 года.

Но про городской посёлок Желудок, город Гродно , историю и природу этих мест, я расскажу в будущих статьях.

Спасибо, что дочитали.