Пашупатинатх — самый большой храмовый комплекс в Непале. Он располагается на западной окраине Катманду, неподалёку от аэропорта непальской столицы. Территория храмового комплекса простирается по обоим берегам священной для непальских индуистов реки Багмати, которая несёт свои воды в великий Ганг.
Так же как и на Ганге в Варанаси, берег реки здесь оборудован специальными площадками для проведения церемоний кремации. Паломники и туристы, посещающие храмовый комплекс, могут наблюдать за похоронными ритуалами и сожжением тел умерших. Европейцев это удивляет и пугает, но для индусов смерть является важной частью жизни.
Самый-самый
Пашупати является воплощением индийского бога Шивы, как «Владыка всех животных» или «Повелитель душ». Говорят, что тот, кто ему поклоняется, не переродится в животное.
Храм Пашупатинатх является самым почитаемым храмом в Непале и одним из самых важных религиозных мест в Азии и признаётся Святой Обителью Бога Шивы.
Большинство жителей Непала являются индуистами, а Пашупати считается самым главным богом в этой стране. И не смотря на то, что Непал является светским государством, Пашупатинатх официально считается Божеством — хранителем Непала.
Точная дата постройки храма Пашупатинатх неизвестна, тем не менее, он считается самым старым индуистским храмом Катманду.
Этот храмовый комплекс включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО как одна из семи групп памятников долины Катманду.
Ежегодно сотни тысяч людей посещают храм Пашупатинатх. Особенно много во верующих стекается сюда во время празднования Маха Шиваратри — великой ночи Шивы (февраль). Ещё больше народу собирается здесь на праздник Хариталика Тидж (август), во время которого непальские женщины молятся за долгую жизнь и счастье своих мужей.
Святая святых
Существует множество легенд, связанных со строительством храма Пашупатинакх. Самая известная из них утверждает, что лингам (фаллическо-цилиндрический символ Шивы), установленный в храме, был обнаружен в стародавние времена. Мол, однажды пастухи заметили, что одна святая корова изо дня в день ходит к одному и тому же месту и окропляет его молоком из своего вымени. Решили раскопать это место, и обнаружили под землёй каменный лингам, да не простой, а Мукхалингу (лингам с лицами Шивы).
Лингам этот имеет высоту один метр и имеет на себе объёмные изображения Шивы, смотрящие в пяти направлениях — лицом к западу, северу, востоку, югу и зениту, соответственно. В отличие от многих других лингамов в Индии и Непале, лингам Пашупати всегда покрыт специальным золотым чехлом.
Немного истории и расизма
Свидетельства о существовании храма сохранились с IV века н. э, а самые старые постройки в районе Пашупатинатх датируются IX веком. Нынешнее здание главного храма было возведено в конце XVII века, чтобы заменить предыдущее, не устоявшее под натиском времени и термитов.
В последующие века вокруг главного храма выросло множество других объектов. Сейчас комплекс включает около 500 храмов и памятников, посвящённых не только Шиве, но и другим индуистским богам.
Собственно храмом Пашупатинатх является единственное здание, расположенное в укрепленном внутреннем дворе комплекса. Доступ туда имеют только верующие индуисты, читай — люди непальско-индийской национальности. Туристов европейской, азиатской, африканской наружности к храму не подпускают, даже если те являются приверженцами индуизма.
А посмотреть там есть на что. Главный храм выстроен в стиле непальской пагоды, имеет двойную золоченую крышу, поддерживаемую красиво вырезанными деревянными стропилами, и достигает высоты 23 метра. Стены и двери храма с наружной стороны покрыты чеканным серебром. Перед западной дверью храма стоит огромная позолоченная бронзовая статуя быка Нанди — вечного спутника Шивы.
Храм непальский, а священники индийские
В отличие от других индуистских храмов, священство Пашупатинатх не является наследственным. Божеству здесь прислуживают Бхатта — высокообразованные брахманы, знатоки вед из индийского штата Карнатака. Лучших из лучших священников для работы в непальском храме выбирают из состава Шрингери-матха — духовного ордена, образованного Шри Шанкарачарьей на юге Индии.
Как на Ганге
Один из самых завораживающих ритуалов в храме Пашупатинатх — это Багмати Аарати — огненный ритуал почитания священной реки Багмати. Главный храм и кремационные площадки находится на правом берегу реки, а место Аарати — как раз напротив, на левом берегу.
Пашупати Багмати Аарати проводится тремя священниками, исполняющими этот красивый ритуал с масляными лампами и другими религиозными элементами, под звуки священных мантр. Багмати для непальцев, как Ганга для индийцев — река священная и очищающая. Церемония Аарти — это благодарность богиням этих рек за их присутствие на Земле, в мире людей. В Варанаси каждый вечер проводят Аарати для Ганги, а в Пашупатинатхе — для Багмати.
…И канул в Лету…
Побывать в месте индуистских кремаций для представителей других культур, значит прикоснуться к чему-то мистическому и запретному. Прилюдно сжигать умерших людей у нас как-то не принято. В Пашупатинатхе, на берегу Багмати, погребальные костры горят практически постоянно, отделяя при помощи очистительного огня души от мёртвых тел, а заодно устраняя культурные барьеры. Это сложно принять, что индусы рассматривает смерть как возрождение, а не как «конец». Но такой подход обнадёживает.
Пашупатинатх — это больше, чем просто религиозное сооружение. Это сочетание религии, искусства и культуры. Пашупатинах — это место, где древние ритуалы практикуются по сей день, давая посетителям храма возможность почувствовать уникальный дух индуистских традиций жизни, смерти и реинкарнации.
Сравнить Пашупатинатх и Багмати с Варанаси можно в нашем видео Утро на Ганге в Варанаси.
Следите за нашими публикациями!
Комментируйте, лайкайте, подписывайтесь.
Присоединяйтесь к нашим путешествиям!
Ваши Наташи.