Найти тему
Аникуан Алфер

1962 год станция Mariner 2 "солнечный ветер".

Маринер 2 стал первым космическим аппаратом, приблизившимся к другой планете в 1962 году. Пожалуй, сведения о Венере, полученные научной аппаратурой, явились второстепенным успехом по сравнению со знаниями об управлении аппаратом в глубоком космосе, полученными специалистами NASA. На своем пути к Венере Маринер 2 столкнулся с рядом техническим проблем, но сумел с ними справиться и в декабре 1962 года начал изучение планеты. Основными результатами аппарата стали измерения интенсивности солнечного ветра, подтверждение огромной температуры поверхности планеты и других особенностей, показавших разительное отличие Венеры от Земли. 
Сладкая парочка

Начало 60-х годов явилось временем рождении космической эры человечества. Первый искусственный спутник Земли был запущен Советским союзом в 1957 году, и в следующем году этот успех повторили Соединенные штаты. Для обеих стран запуск космических аппаратов еще был не отлаженным, новым делом, в котором было множество неудач. Поэтому американцы сразу пришли к простой стратегии, позволяющей значительно увеличить надежность каждой миссии. Вместо того, чтобы запустить один аппарат, проводился запуск сразу двух идентичных. Если бы один и сломался, второй должен был справиться. Именно поэтому два Вояджера сейчас соревнуются на финишной прямой на границе Солнечной системы. Сейчас такой подход покажется дорогим – стоимость миссии увеличивается почти вдвое, но в начале космической гонки, когда новые аппараты запускали не несколько раз в год (как в США сейчас) или пару-тройку десятилетий (как сейчас в России дело обстоит с научными аппаратами), а каждый месяц или даже чаще, такой подход не был удивительным.

И этот подход оправдался в первой межпланетной миссии. Каждый Маринер имел примерно метр в длину и 36 сантиметров в ширину. Их питание обеспечивалось солнечными панелями, хотя на борту имелись аккумуляторы, которые использовались при особенно большом расходе энергии – в основном при проведении научных наблюдений. При путешествии по космосу аппарат должен был поддерживать ориентацию при помощи двигательной установки, определяя ее по положению Солнца и Земли. Разумеется, имелась и двигательная установка для коррекции траектории. Основная научная аппаратура была вынесена на штанге. Маринер 1 отправился в космос 22 июля 1962 года. Правда, покинуть нашу планету аппарату не удалось. Через несколько минут полета ракета начала отклоняться от курса и подошла близко к обитаемым зонам неподалеку от мыса Канаверал. В результате офицер, ответственный именно за этот момент – потенциальную опасность ракеты для населения – взорвал носитель. Маринер 1 пробыл в полете 293 секунды – менее 5 минут. Комиссия по расследованию причин потери аппарата нашла ошибки в компьютерном коде в части, ответственной за ориентацию и навигацию аппарата и его носителя. Также были обнаружены ошибки в программном обеспечении радиооборудования, которое было ответственно за навигацию аппарата в полете. В результате всех этих ошибок компьютер автоматически несколько раз переключился в неверный режим ориентации и провел корректировки траектории, которые и привели ракету на опасный курс. Благодаря дублированию аппаратов, исследование Венеры все же началось 27 августа 1962 года. Маринер 2 был успешно запущен и примерно через полчаса после отрыва от Земли был выведен на расчетную орбиту и начал полет к своей цели.
Маринер 2 стал первым космическим аппаратом, приблизившимся к другой планете в 1962 году. Пожалуй, сведения о Венере, полученные научной аппаратурой, явились второстепенным успехом по сравнению со знаниями об управлении аппаратом в глубоком космосе, полученными специалистами NASA. На своем пути к Венере Маринер 2 столкнулся с рядом техническим проблем, но сумел с ними справиться и в декабре 1962 года начал изучение планеты. Основными результатами аппарата стали измерения интенсивности солнечного ветра, подтверждение огромной температуры поверхности планеты и других особенностей, показавших разительное отличие Венеры от Земли. Сладкая парочка Начало 60-х годов явилось временем рождении космической эры человечества. Первый искусственный спутник Земли был запущен Советским союзом в 1957 году, и в следующем году этот успех повторили Соединенные штаты. Для обеих стран запуск космических аппаратов еще был не отлаженным, новым делом, в котором было множество неудач. Поэтому американцы сразу пришли к простой стратегии, позволяющей значительно увеличить надежность каждой миссии. Вместо того, чтобы запустить один аппарат, проводился запуск сразу двух идентичных. Если бы один и сломался, второй должен был справиться. Именно поэтому два Вояджера сейчас соревнуются на финишной прямой на границе Солнечной системы. Сейчас такой подход покажется дорогим – стоимость миссии увеличивается почти вдвое, но в начале космической гонки, когда новые аппараты запускали не несколько раз в год (как в США сейчас) или пару-тройку десятилетий (как сейчас в России дело обстоит с научными аппаратами), а каждый месяц или даже чаще, такой подход не был удивительным. И этот подход оправдался в первой межпланетной миссии. Каждый Маринер имел примерно метр в длину и 36 сантиметров в ширину. Их питание обеспечивалось солнечными панелями, хотя на борту имелись аккумуляторы, которые использовались при особенно большом расходе энергии – в основном при проведении научных наблюдений. При путешествии по космосу аппарат должен был поддерживать ориентацию при помощи двигательной установки, определяя ее по положению Солнца и Земли. Разумеется, имелась и двигательная установка для коррекции траектории. Основная научная аппаратура была вынесена на штанге. Маринер 1 отправился в космос 22 июля 1962 года. Правда, покинуть нашу планету аппарату не удалось. Через несколько минут полета ракета начала отклоняться от курса и подошла близко к обитаемым зонам неподалеку от мыса Канаверал. В результате офицер, ответственный именно за этот момент – потенциальную опасность ракеты для населения – взорвал носитель. Маринер 1 пробыл в полете 293 секунды – менее 5 минут. Комиссия по расследованию причин потери аппарата нашла ошибки в компьютерном коде в части, ответственной за ориентацию и навигацию аппарата и его носителя. Также были обнаружены ошибки в программном обеспечении радиооборудования, которое было ответственно за навигацию аппарата в полете. В результате всех этих ошибок компьютер автоматически несколько раз переключился в неверный режим ориентации и провел корректировки траектории, которые и привели ракету на опасный курс. Благодаря дублированию аппаратов, исследование Венеры все же началось 27 августа 1962 года. Маринер 2 был успешно запущен и примерно через полчаса после отрыва от Земли был выведен на расчетную орбиту и начал полет к своей цели.
Венера 
Венера – очень простой для наблюдения даже в любительский телескоп объект. Единственная проблема заключается в плотных облаках, из-за которых на самом деле невозможно увидеть, что творится на поверхности. Благодаря этому многие писатели-фантасты высказывали надежду, что под покровом облаков скрывается жизнь. Эти надежды были разрушены в 1956 году, когда радиолокационные наблюдения поверхности планеты (облака закрывают ее в оптическом диапазоне, и Маринер 2 даже не имел камеры на борту, но для радио они прозрачны) показали, что ее температура составляет около 315 градусов Цельсия. С учетом того, что на Земле жизнь неразрывна связана с водой, превышение ее температуры кипения в три раза сделало Венеру сомнительным кандидатом на поддержание жизни. Сразу было высказано предположение, что такая температура объясняется парниковым эффектом, но для подтверждения такой догадки надо было исследовать планету ближе.

Проблемы в полете 
Примерно через неделю после запуска, 4 сентября, Маринер начал первую корректировку траектории межпланетного перелета. Маневр прошел с ошибкой, а 8 сентября произошла первая поломка. Аппарат резко повернулся, а его инструменты, предназначенные для научных наблюдений во время полета, отключились. Точная причина не была установлена, но, возможно, в Маринер ударил небольшой камень. Восстановление ориентации заняло 3 минуты, и до 29 сентября продолжались попеременные потеря и восстановление ориентации. Затем в течение месяца аппарат летел без проблем, но в конце месяца дала сбой телеметрическая система, что привело к потери части данных.

31 октября произошло короткое замыкание в цепи одной из солнечных панелей аппарата, что снова вынудило отключить научную аппаратуру. Нормальное питание было восстановлено в течение недели. 15 ноября, правда, проблемная солнечная панель полностью вышла из строя. К счастью, Маринер уже подлетел ближе к Солнцу и питания, обеспечиваемого одной оставшейся панелью, было достаточно. Последней проблемой стали неполадки в магнитометре, который должен был определить силу и структуру магнитного поля Венеры. Тем не менее, к планете Маринер подлетел в неплохой форме. 14 декабря была проведена последняя коррекция траектории, и в этот день был совершен самый близкий пролет на расстоянии 34773 километров.
Венера Венера – очень простой для наблюдения даже в любительский телескоп объект. Единственная проблема заключается в плотных облаках, из-за которых на самом деле невозможно увидеть, что творится на поверхности. Благодаря этому многие писатели-фантасты высказывали надежду, что под покровом облаков скрывается жизнь. Эти надежды были разрушены в 1956 году, когда радиолокационные наблюдения поверхности планеты (облака закрывают ее в оптическом диапазоне, и Маринер 2 даже не имел камеры на борту, но для радио они прозрачны) показали, что ее температура составляет около 315 градусов Цельсия. С учетом того, что на Земле жизнь неразрывна связана с водой, превышение ее температуры кипения в три раза сделало Венеру сомнительным кандидатом на поддержание жизни. Сразу было высказано предположение, что такая температура объясняется парниковым эффектом, но для подтверждения такой догадки надо было исследовать планету ближе. Проблемы в полете Примерно через неделю после запуска, 4 сентября, Маринер начал первую корректировку траектории межпланетного перелета. Маневр прошел с ошибкой, а 8 сентября произошла первая поломка. Аппарат резко повернулся, а его инструменты, предназначенные для научных наблюдений во время полета, отключились. Точная причина не была установлена, но, возможно, в Маринер ударил небольшой камень. Восстановление ориентации заняло 3 минуты, и до 29 сентября продолжались попеременные потеря и восстановление ориентации. Затем в течение месяца аппарат летел без проблем, но в конце месяца дала сбой телеметрическая система, что привело к потери части данных. 31 октября произошло короткое замыкание в цепи одной из солнечных панелей аппарата, что снова вынудило отключить научную аппаратуру. Нормальное питание было восстановлено в течение недели. 15 ноября, правда, проблемная солнечная панель полностью вышла из строя. К счастью, Маринер уже подлетел ближе к Солнцу и питания, обеспечиваемого одной оставшейся панелью, было достаточно. Последней проблемой стали неполадки в магнитометре, который должен был определить силу и структуру магнитного поля Венеры. Тем не менее, к планете Маринер подлетел в неплохой форме. 14 декабря была проведена последняя коррекция траектории, и в этот день был совершен самый близкий пролет на расстоянии 34773 километров.

Результаты
Маринер 2 только взглянул на планету, но этого было достаточно, чтобы получить множество сведений. Аппарат подтвердил жару на Венере, определив температуру ее поверхности в 462 градуса Цельсия. Также было обнаружено высокое давление. Правда, до разрушения советских спускаемых аппаратов плотность атмосферы Венеры оставалась недооцененной. Была определена продолжительность дня Венеры – 243 земных, а также показано обратное направление вращения вокруг оси по сравнению с орбитальным движением. Из-за медленного вращения металлическое ядро Венеры не создает магнитного поля, что и было подтверждено. Были сделаны важные открытия касательно дальнего космоса. Была показана однородность солнечного ветра и уменьшение плотности космической пыли по сравнению с околоземным пространством. Маринер 2 перестал передавать данные 3 января 1963 года.

Наука
7 млн интересуются