Карьера подразделяется на несколько видов и имеет свои этапы. Традиционно выделяют следующие основные виды профессиональной карьеры:
- деловая карьера предполагает последовательное восхождение сотрудника по служебной лестнице на одном месте работы или в течение жизни:
- организационная карьера включает в себя всю цепочку принятых решений в отношении какой-либо деятельности;
- динамичная карьера заключается в смене рода деятельности или рабочего места;
- статичная, наоборот, подразумевает реализацию сотрудника в одной должности и на одном рабочем месте;
- вертикальная карьера - сотрудник продвигается выше по иерархии;
- горизонтальная - карьера развивается на одном уровне, но меняется деятельность или профессия;
- профессиональная или административная карьера ставит в приоритет наличие научных званий и степеней;
- центростремительная карьера подразумевает приближение рядового сотрудника к руководству без занятия какой-либо высокой должности.
Таким образом, успешная карьера может быть как в виде перехода от одной должности к другой, более высокой, так и в виде совершенствования профессионализма в рамках занимаемой должности.
Успешная карьера зависит от многих факторов:
- конкретный выбор профессии;
- счастливый случай;
- наличие выгодных связей, в том числе и семейных;
- оценка своих возможностей;
- грамотное планирование деятельности.
Понятие профессиональной карьеры включает в себя последовательный набор этапов, причем каждый этап карьеры отличается своими особенностями:
- подготовительный этап включает в себя получение образования;
- адаптационный этап - молодой специалист начинает овладевать своей профессией, осваивается в новом коллективе;
- стабилизационный этап, на котором происходит окончательное разделение сотрудников на имеющих перспективы и нет. Кто-то достигает определенных вершин, а кто-то так и остается на одном уровне. Но тем не менее все они становятся профессионалами;
- завершающий этап заключает в себе подготовку к уходу на пенсию, которая индивидуальна для каждого.
Каждый планирует свою карьеру самостоятельно, но абсолютно любой из сотрудников начинает планирование карьеры с определения своих интересов и потребностей и имеющихся возможностей. За основу планирования обычно берется карьерограмма, которая содержит в себе обязательства сторон.
Реализовать успешную карьеру помогают самые разнообразные факторы, среди которых — качество образования и успешность в нем, наличие успехов на занимаемой должности, особенности личности и склонность к личностному и профессиональному росту, степень взаимодействия с начальством и коллегами.
Обращение за помощью к профессионалам кадрового менеджмента – гарантия успешного продвижения по карьерной лестнице, роста доходов и общественного авторитета.