Найти тему

ЕГЭ, или экзамен, единый не для всех

Оглавление

Всем привет!

Я выпускница этого года. Мне бы хотелось рассказать об экзамене с позиции участника ЕГЭ и прояснить все нюансы, связанные со сдачей этого экзамена.

Прочитав огромное количество критики, направленной в адрес ЕГЭ, я поняла, что многие люди склонны доверять информации, предоставленной личностями, совершенно не владеющими достоверными данными о предмете рассуждений.

Что же, давайте взглянем на проведение Единого государственного экзамена изнутри.

Фотография взята из Интернета.
Фотография взята из Интернета.

Для начала рассмотрим минусы этой системы.

Во-первых, на ЕГЭ можно списать.

На практике такие явления очень часты. К сожалению, люди, использующие вспомогательные материалы в виде телефона, обходят правила стороной, остаются незамеченными и, как правило, поднимают результат на несколько баллов, которые в условиях огромной конкуренции при поступлении играют большую роль.

Во-вторых, ЕГЭ - экзамен, не единый для всех, вопреки расшифровке аббревиатуры.

Среди сдающих ходит маленькая истина: в резерв или досрок попадаются варианты намного легче тех, что пишут в основной период.

Или обратим свое внимание на задания в разных регионах России. На Дальнем Востоке английский язык в 2020 году был значительно легче и понятнее, чем в Центре.

Получается, что в одних регионах получить 100 баллов проще, чем в других. Это ли можно назвать единым экзаменом?

В-третьих, успешная сдача ЕГЭ зависит... от удачи.

Как бы это ни было прискорбно слышать сдающим, удача важнее знаний. Люди, которые упорно готовились к экзамену, могут получить меньше баллов, чем те, кто не готовился к экзамену вовсе. Как такое может быть? Варианты, составленные для ЕГЭ, неравнозначны по сложности. Кому-то, к примеру, по русскому языку попадется текст про архитектуру, где проблема лежит на поверхности, а кому-то - про тайгу, где проблему нужно будет высасывать из пальца.

В-четвертых, школьной программы абсолютно недостаточно для сдачи ЕГЭ.

Если рассматривать ЕГЭ в качестве экзамена, проверяющего знания ученика за все 11 лет обучения, то выходит, что на экзамене требуется больше знаний, чем дает школьная программа.

Например, в обычных сельских школах на уроках истории культура почти не затрагивается, разделы по ней часто пропускают. На ЕГЭ по истории же требуется знать огромное количество памятников архитектуры, скульптуры, науки, литературы и т.д.

Получается, что учителя должны подстраиваться под задания из ЕГЭ, пропуская школьную программу, или ухищряться совмещать ее с подготовкой к ЕГЭ. Если же учителя не готовят к ЕГЭ или вовсе не знают ничего об экзамене и его тонкостях, выпускникам приходится обращаться за помощью к онлайн-курсам, вебинарам или репетиторам, что, в свою очередь, требует значительных денежных средств. Не все семьи могут это позволить.

В-пятых, ЕГЭ - огромный стресс для сдающих.

Учителя в школе часто давят на детей вместо того, чтобы оказать им поддержку и подбодрить. Хочется оправдать надежды родителей. Ведь, по их мнению, только глупый не сдаст экзамен. Камеры, нервные организаторы, металлоискатели. В этом году к стрессовым факторам добавились принудительное использование масок в некоторых регионах; высокая плюсовая температура, из-за которой в аудиториях стояла нестерпимая духота и невозможно было сосредоточиться; измерение температуры - многих участников ЕГЭ разворачивали домой из-за слегка повышенной или пониженной температуры.

В-шестых, недостаточное количество времени, отведенное на выполнений заданий ЕГЭ.

Возьмем для примера английский язык. Первая часть экзамена по английскому языку состоит из 40 заданий, среди которых аудирование, три задания на чтение, задания по грамматике, лексике, письмо и эссе. В письме должно быть от 100 до 140 слов. В эссе необходимо написать от 200 до 250 слов.

Вопрос читателям: хватит ли 3-х часов на выполнение заданий экзамена?

Правильный ответ: нет. Ответ составителей ЕГЭ: достаточно.

К сожалению, из-за нехватки времени многие участники экзамена просто не успевают дописывать ответы в бланки или вовсе не доходят до последних заданий экзамена. В итоге всё это ведет к низким результатам, по которым поступить в хорошие вузы крайне тяжело.

Время, отведенное на выполнение заданий ЕГЭ, по каждому предмету. Фотография взята из Интернета.
Время, отведенное на выполнение заданий ЕГЭ, по каждому предмету. Фотография взята из Интернета.

Однако подобная система оценивания,несмотря на негативные стороны, имеет плюсы.

Во-первых, ЕГЭ - более объективный экзамен, нежели старая модель экзамена, основанная на ответе по билетам.

ЕГЭ проходит в чужой школе, надзор за сдающими осуществляется незнакомыми учителями, во время сдачи экзамена ведется видеонаблюдение, - теоретически всё это исключает возможность списывания и подсказок со стороны организаторов. Более того, за помощь сдающим на экзамене можно получить штраф. По окончании экзамена работы проверяются независимыми экспертами, хорошо ознакомленными с критериями проверки: намеренно занижать или завышать баллы никто не будет.

Во-вторых, ЕГЭ дает шанс поступить в вуз любому человеку вне зависимости от социального или материального положения.

Зарегистрироваться на сдачу ЕГЭ может любой человек через портал госуслуг до 1 февраля включительно (после февраля регистрация возможна только при наличии уважительной причины). Эта услуга абсолютно бесплатна.

В-третьих, при неуспешном написании ЕГЭ можно пересдать экзамен в следующем году.

ЕГЭ можно пересдавать бесконечно. Ограничений никаких нет. Единственное, придется дожидаться следующего года, если вы недовольны результатами профильных предметов, русский же язык можно пересдать в резервные дни, однако право на это имеют те, кто не набрал достаточное количество баллов, необходимых для преодоления порога. В 2020 году, например, порог по русскому языку составляет 36 баллов.

В-четвертых, на ЕГЭ есть реальная возможность проверить знания учащихся.

Противники ЕГЭ апеллируют тем, что на ЕГЭ натаскивают, лишая возможности продемонстрировать имеющиеся знания. Однако это не так. В каждом экзамене, по какому предмету он бы ни был, присутствует вторая часть. Как правило, в заданиях второй части требуется развернутый ответ, который по сложности гораздо выше, нежели тестовые задания из первой части. Согласитесь, если вы не знаете ответ на поставленный вопрос, вы вряд ли ответите на него. Даже если сдающий напишет ответ, содержащий расплывчатую информацию, возможность попадания в правильный ответ сводится к нулю. Почему же? Задания второй части оцениваются строго, ответ должен соответствовать заданным критериям и быть конкретным.

В-пятых, за сдачу ЕГЭ на 100 баллов можно получить определенную сумму.

По-моему, очень хороший способ развить мотивацию у сдающих. Вознаграждение за многолетние старания никогда не будет лишним.

Санкт-Петербург. Протест молодежи за отмену ЕГЭ, 2009 год. Фотография взята из Интернета.
Санкт-Петербург. Протест молодежи за отмену ЕГЭ, 2009 год. Фотография взята из Интернета.

Таким образом, на мой взгляд, ЕГЭ - хороший экзамен в теории, но на практике ЕГЭ и процедура его проведения несовершенна. Возможно, в дальнейшем эта система будет улучшена. Однако в настоящее время Единый государственный экзамен един не для всех.

Спасибо за внимание!

Делитесь своим мнением в комментариях. Будет интересно почитать отзывы других людей на тему, затронутую в этой статье.