Обнаружение, уточнение местоположения, распознавание цели и выдача приказа разрушения – американское агентство перспективных оборонительных разработок DARPA объявило о производстве методики, способствующей непроизвольно засечь идущую надземную технику врага и даже ее вида. Это развитие является частью мировой системы «мозаичной войны».
Определять по фотоснимкам
DARPA позволяет всем привлеченным организациям представлять методы, помогающие радиолокаторам с обобщенным иллюминатором обнаруживать надземную технику, стремящиеся по территории. Техническое задание указывает на то, что стремительность танка или бронетранспортера бывает самой низкой – эти миссии нелегко определить. Они хотят испытывать новую методику на беспилотных аппаратах, которые научат их самостоятельно находить бронированную технику, скрытую на территории.
Второй этап программы – создание действий для автоматического обозначения типа военной техники, использующей искусственный разум, разработать ускоренный и оптимальный способ его уничтожения. Как отмечают эксперты DARPA, данная стадия является очень сложной. Например, русские танки Т-72 и Т-90 очень сложно распознать на расстоянии. Все «девяностые» оборудованы комплексом электронно-оптических контрмер «Штора», обеспечивающих усиленную защиту от артиллерийских ракет с лазерным направлением. ПТУР неэффективны против них. Не все «семьдесят вторые», преимущественно первоначальные версии, оснащены такими средствами, что означает, что они остаются восприимчивыми для ПТУР. Последующие действия войск и выбор оружия зависят от правильного определения типа военной техники «умным» беспилотным аппаратом с многообещающим радаром. Основная цель создателей – убедиться, что методы распознавания миссий дают немало сведений.
«Когда вы практикуете метод распознавания котов, вы посоветуете ему выходить в глобальную сети, где находится множество фотоснимков этого зверя со всех возможных углов. Это не сложно», – пояснил Майк Мюррей, генерал американской армии. – Ситуация с отечественным танком Т-72 более сложная. Вы можете сделать ряд фотоснимков, но созданы ли они под тем же углом, что целится беспилотный аппарат? Танк спрятан либо располагается на открытом месте?».
Подразумевается, что ИИ определит вид миссии, используя полную базу 3D-моделей военной техники от возможного врага. Беспилотный аппарат, заметив танк на поле битвы, соотнесет его с 3D-картинами в собственной памяти с той же точки зрения и предпочтет более оптимальное. Однако неясно, как это будет сделано на практике, поскольку даже серийные машины одного типа оснащаются различным навесным агрегатом и очень различаются по внешнему виду.
Концепция мозаики
Методика оказания и распознавания стремящихся надземных объектов является частью мировой программы «мозаичных боевых действий», где DARPA занимается третий год. Сущность заключается в массовом использовании управляемой и непилотируемой авиации в близком сотрудничестве с сухопутными и морскими силами, спутниковой системой, комплексами прецизионного оружия. Военный полит в данной системе управляет беспилотниками для выполнения большинства боевых целей.
Руководитель отдела разведывательных технологий DARPA Тимоти Грейсон наглядно описал работы 4 беспилотных летательных аппаратов в боевом строю с управляемым штурмовиком. Один беспилотный аппарат заглушает наступательные радиолокаторы, другой уносит снаряжение, третий разыскивает цели, четвертый действует как приспособление для обороны. Число беспилотных аппаратов, их модель, перевозимый агрегат и снаряжение меняется с учетом военной миссии – например, детали мозаики или блоки Lego для детей.
Система «мозаичной войны» хочет много дешевых, узконаправленных беспилотников, которые из-за их количества перемещают различные системы обороны. Утрата таких беспилотников легко компенсируется, и пилотам ВВС не нужно будет рисковать своей жизнью, подвергая себя воздействию зенитных ракетных систем у огня.
Беспилотники смогут самостоятельно определять местоположение системы противовоздушной обороны и устранять ее или предоставлять местоположение человеку, где и применит атаку. Однако нужно спросить: готовы ли эти беспилотники плодотворно работать на фоне оппозиции современным системам радиоэлектронной борьбы, существующим в русской армии.
Боевой автопилот
Чтобы пилот мог сконцентрироваться на контроле лояльными ему беспилотными аппаратами, он должен быть разгружен, и высокий контроль над самолетом обеспечивается искусственным разумом. На сей раз DARPA год назад выпустило программу по производству боевого искусственного разума «Air Combat Evolution».
ИИ уже собрался выполнить множество функций. Пока превосходство поддерживается пилотом, приспособленный стремительно принять решения с учетом обстоятельства, но DARPA будет иметь значение. В перспективе боевой автопилот имеет право срабатывать в воздушном бою намного стремительнее, чем человек.
Он будет учиться летать, а также пилотам – от обычных маневров до самых тяжелых. Программа ACE была разложена на три стадии. На первой он разработает элементы воздушного сражения в компьютерном моделировании. На втором он будет представлен маленьким частным беспилотникам, показывающий опыты в воздухе, полученные роботом. На третьем будет размещен на военном самолете.
Пилот может видеть только то, что происходит с позиции. А ИИ будет выполнять все самые сложнейшие задачи: сбить крылатые ракеты, нападать бомбардировщики, наконец, бороться со сверхманевренными истребителями.
«Пилот может существенно увеличить пагубность и результативность военных машин, управляв огромным количеством полусамостоятельных «умных» непилотируемых площадок из собственного самолета, — считают в DARPA. – Программа ACE даст ему сконцентрироваться на едином представлении битвы, тогда как усиленные самолеты и беспилотники сами решат нестандартные вопросы. Он сформирует единообразное формирование, где мыслительные функции самого большого уровня (например, создание планов, выбор устремлений и оптимального оружия) должен остаться за человеком, а независимые системы будут заниматься пилотированием самолета и стратегическими подробностями».
Верный ведомый
Одним из компонентов «мозаичной войны» является американская программа Skyborg Vanguard по разработке беспилотного истребителя, основанная на системе «верного ведомого» Loyal Wingman. Недавно американские Военно-воздушные силы одновременно подписали договоры с четырьмя оборонительными компаниями – Boeing, Northrop Grumman, General Atomics и Kratos – на производство претендующих стандартов для этих беспилотных аппаратов. Многообещающие дроны должны координироваться с управляемых самолетов и быстро функционировать с ними. Цена договоров оценивается в 400 млн. долларов, и ожидается, что проверки стандартов завершатся летом через 6 лет.
В РФ присутствуют похожие проекты. Так, в начале прошлого года выяснилось, что третий привычный образец истребителя Су-57 пятого поколения используется в качестве летающей лаборатории для испытания систем усовершенствованного беспилотного летательного аппарата С-70 «Охотник». Проверяют навигационное радиоэлектронное устройство, коммуникация, групповое использование беспилотных летательных устройств.
А осенью предыдущего года Министерство обороны Российской Федерации объявило корреспондентам о первом коллективном полете «Охотника» и Су-57, который продлился более получаса. Он работал автоматически. Связь между «Охотником» и ведущим самолетом была разработана для увеличения радарного поля штурмовика. К тому же, С-70 дал целевое назначение для использования оружия дальнего действия без попадания Су-57 в относительную зону обороны.