Так-так-так, друзья мои, устраивайтесь поудобнее, буду рассказывать вам про новый сериальчик. Бывает так, что смотришь что-то по рекомендации ради одного актера, а вдруг вся история отзывается на многих уровнях и оказывается куда глубже, чем даже возможно задумывали создатели. Обычное дело. Постараюсь без особо важных спойлеров, но тут как получится.
Завязка: главный герой приходит в себя в психиатрической клинике, совершенно ничего не помнит и вообще непонятно что здесь делает. Его изо всех сил тормошит сосед по палате, про которого быстро выясняется, что он не настоящий, а лишь воображаемый друг и галлюцинация ГГ. Тем временем, в психушке случается убийство и ГГ вместе с собственным глюком это всё расследуют, и даже успешно. Дальше герой выходит из психушки, прицепляется к одному раздражительному капитану полиции и продолжает помогать ему с расследованиями, в обмен на информацию по своему делу (а точнее, чтобы капитан почесался и хоть немного им занялся). Короче, типичный процедуриал серия-дело с общей загадочной аркой вокруг ГГ и веселый глюк в довесок.
Плюсы:
+ Самое годное изображение амнезии на экране за последние лет... много. Дело в том, что я очень люблю этот сюжетный ход, в одно время крепко на него подсела, пересмотрела-перечитала с ним кучу всего, и вынуждена сказать, что не все умеют правильно его использовать. Троп сам по себе сильный, мощный и задающий тон истории, и обычно почему-то легко портится создателями. Тут с этим проблем нет, сценаристы докручивают все эти амнезийные штучки и точно знают, что должно быть использовано с каким эффектом.
Во-первых, амнезия всегда задает структуру нарратива — герой автоматически становится окутан ореолом тайны, сам расследует детектив среди обрывков своих воспоминаний и пытается что-то вспомнить в довесок. Во-вторых, мне всегда очень нравилась тема, что потеряв память человек становится немного другим, не таким как раньше, встречает других людей, занимается другим делом и возможно обнаружив правду про себя ужаснется каким неприглядным человеком он был. Тут это использовано на полную катушку. В-третьих, сама эта полу-экстремальная ситуация, когда человеку не зная своего прошлого, своей идентичности приходится выкручиваться и делать что-то сейчас, чтобы не сойти с ума, со всем разобраться и еще и как-то вытянуть себя из этой психологической ямы.
Короче, обожаю всё это, в сериале амнезийная линия сделана практически идельно. Так же здорово подана линия газлайтинга ГГ окружающими и иногда им самим. Вот это особенно потрясающе. Эта свистопляска нервов очень привлекает внимание к ГГ, начинаешь ему сочувствовать, болеть за него и переживать. А кроме того, благодаря тому как выстроен сюжет зритель проходит с ГГ все стадии «ничего не понятно, помогите» и вслед за ним расследует главный кейс, и гадает что же произошло на самом деле, выдвигает версии, короче намертво приворожен к сериальчику и эмоционально вовлечен.
+ Помимо цельной и закрученной основной арки, текущие детективные дела тоже интересные, и так или иначе взаимосвязаны с общей аркой - либо прямо, либо косвенно, либо содержат в себе отсылки и аллюзии на происходящее с ГГ. Вроде бы мелочь и так и должно быть в хороших процедуриалах, а всё равно приятно.
+ Сериальчик очень бюджетный сам по себе, это заметно, экономили на всём подряд и в принципе больше всего тянут на себе актеры, но с визуальной т.з. тут тоже есть на что посмотреть. У операторов с осветителями опеределенно роман и плоды этой любви мы видим на экране. Работа с светом и цветом изумительная, я очень кайфовала. Особенно красиво получается сочетание искусственного и естественного света.
При том, что с декорациями там местами труба, например используется всего одна заправка, один клуб, одно постоянное кафе и т.д., но вот этот вот обожаю: да, мы бедные, но изобретательные. Молодцы!
+ Актёры. Главная тройка ГГ-глюк-капитан полиции тащит весь сериал, серьезно, без потрясающих актерских работ в этих немного схематичных ролях ничего выдающегося из сериальчика бы не вышло. Но по счастью все трое главных актеров монстры профессии на грани с гениальностью, а еще очевидно кайфуют в обществе друг друга, поэтому работа получилась такой интересной.
Юрий Чурсин, которого я частенько вижу в разных сериалах - фактурный товарищ и очень заметный, - потрясающе играет больного душевно и очень потерянного человека. Поначалу кажется, что он не делает ничего особенного, особенно на фоне собственного жизнерадостного глюка, ну ходит себе и страдает в кадре, но чем дальше идет сюжет, тем больше он раскрывается. Особенно хорошо удается преображение ближе к финалу, когда в одной сцене он невероятным образом снимает походку, выражение лица и повадки Майкова, чтобы сыграть захват глюком тела. Русская актерская школа!
Павел Майков в очень яркой роли делает свои обычные фунти-дрюнти, но это всё равно завораживает. Пляска святого Витта лицом, которую невозможно поймать в капсах — попадает лишь 10% великолепия, да и на гифках, думаю, будет тот же эффект. За что мне очень нравится Павел Сергеевич, так это за две вещи: как он доводит сцены, доигрывая до мелочей, закругляя и как он поддерживает и оттеняет партнера по сцене. С Чурсиным у них получился замечательный дуэт, они оттеняют друг друга не только внешне и сюжетно, но и актерски, и это очень круто наблюдать. Более того, судя по тому что они там вдвоем наиграли... по-моему, они таки чуток перекрыли генеральную идею сценаристов и породили нечто большее, эффект синергии случился. Они по сути вроде как играют одного человека, но при этом выводят это всё в интереснейшую и очень душевную тему: помоги себе сам. Средь жизненных бурь, обманов близких и не очень людей, есть один человек, который тебя всегда поддержит, спасет и вытянет, которому ты не безразличен. Это ты сам. В одной из серий есть потрясающий монолог, который Майков говорит вот этим своим душевным голосом:
«Когда у людей умирает кто-то близкий, они обычно плачут, горюют. Знаешь, что они делают, чтобы справиться? Они уходят в работу. Ты потерял очень близкого человека — себя. Это надо пережить.»
Поплакала, конечно, чего уж. Единственное что, ближе к финалу у меня к персонажу Артура (глюка) начали копиться вопросы с нарративной т.з., напишу об этом ниже.
Ну и Тимофей Владимирович Трибунцев просто май харт и май соул. Я знала, что он мощнейший актер, только ввиду образа-типажа вечно играет каких-то блаженых, юродивых, странненьких и т.д. Прекрасно играет, ничего не скажешь, например, монах Иван в "Монахе и Бесе". Но тут он предстает в совершенно нетипичном для себя образе. Он играет потрясающе задолбанного со всех сторон копа и это восхитительно. Серьезно, после исполнения Тимофея Владимировича это клише должно умереть в муках, потому что добавить уже реально нечего. Его Стас настолько не хочет работать, что сравниться в этом желании может только с полковником Жилиным в исполнении Лапенко: делать мне нечего,кроме как делами заниматься. Потому и так легко принимает помощь быстро соображающего в детективных делах ГГ. Но при этом он довольно честный и хороший человек, только очень уставший и функционирующий на силе чистой ярости.
Ок, после того как расхвалила и так, и эдак, минусы:
— Женские персонажи. Не знаю, в чем больше дело, в том, что сценарно сюжетная арка прописана в принципе лучше, чем характеристики персонажей, которых изумительно дотягивают актеры, а у девушек нет экранного времени чтобы развернуться, или в том, что я до этого смотрела "Чик" и "Последнего министра", но... Но. Девушки представлены только в трех типажах, их ВСЕГО три человека:
- роковая красавица-обманщица
- сердобольная сочувствующая помощница ГГ
- жена в холодильнике (погибшая в прошлом женщина, которая является в редких воспоминаниях ГГ).
ВСЁ. Как-то даже раньше гендерный дисбаланс в полицейских процедуриалах был не так силен. Но дело даже не в этом, а именно в типажах и том как всё прописано. Терпеть не могу троп "женщина в холодильнике", да и кто угодно в холодильнике, но тут как будто создатели вообще не в курсе куда девать женщин в сюжете, зачем они нужны (если у героев такое взаимопонимание), как они действуют. Fatal error.
Дальше пойдут спойлеры, извините, у меня немного пригорает к тому же, опустить не могу.
— Персонаж Артура-глюка, особенно в последней трети сериала, ближе к финалу. Вообще где-то ближе к середине я начала понимать, что само существование Артура обусловлено скорее нарративными причинами, чем реальным диагнозом ГГ, хотя сериал так-сяк пытается в этом убедить и съехать на то, что герой болен куда сильнее. Ведь воображаемые друзья и галлюцинации наяву это уже шиза. Но Артур совершенно не выглядит шизой! Он соображает куда быстрее ГГ, или лучше него замечает какие-то детали важные для расследования, постоянно его тормошит и не дает погрузиться в апатию, или упасть в истерику, он заботится о физическом и психическом состоянии. То есть, он не стихийная шиза которая приходит чтобы просто сеять хаос, а уже в результате этого хаоса как-то случайно герой находит разгадку - он часть личности. Но это уже совершенно другой диагноз (раз уж создатели настаивают на диагнозе), но под раздвоение личности Артур парадоксально тоже не особо подходит. Кстати, с амнезией что шизофрения, что раздвоение тоже непонятно как сочетаются. Это немножко становится логичнее, если предположить, что сначала ГГ потерял память в результате травматических событий, а потом пока его пичкали лекарствами в больнице крыша протекла еще больше и породила Артура. Но это так и не объяснено четко, сам Артур стоит на том, что ГГ сам вытесняет в него самые неприятные для себя части личности. Такой диагноз вообще существует?
Кроме того, ближе к концу сериала создатели начали топить за то, что периодически Артур захватывает власть в теле, а сам ГГ об этом не помнит. И это очень странно, потому что до этого никакой динамики Джекилл-Хайд у них не было, да и Артур больше поддерживал ГГ и они работали как одна команда, и тут вдруг трах-бах. С т.з. нарратива и кульминации, когда все линии должны сойтись и рвануть, и помимо развязки детективной линии и угрозы жизни ГГ, неверия близких и охоты за ним от всех на свете, должна быть еще и внутренняя угроза в виде взбунтовавшейся второй личности. Честно говоря, будь я на месте создателей, я бы пожертвовала лишним трах-бахом в кульминации ради вот этой темы про про помоги себе сам. Она важнее.
По-моему, создатели не совсем поняли, что хотели показать образом Артура, намешав всего и побольше на всякий случай. Ну или Павел Сергеевич увлекся, наиграл лишнего, а одернуть на съемочной площадке никто не решился.
— Развязка детективной арки. Да, было ожидаемо, что при таком накручивании интриги и наведении туману финал немного сольют, но всё равно обидно. Самое ключевое - почему ГГ нужен был главзлодею именно живым, а не мертвым изначально, почему он упрятал его в психушку, а не убил, как всех остальных вокруг него так и не раскрыли. Честно говоря, я думала, что либо ГГ в психушке прятал кто-то третий, либо злодей надеялся восстановить ему память чтобы вызнать секретную формулу - даже это было бы адекватнее в контексте происходящего. Не, ну... прост))) Если в самом сюжете сериала мотив злодея понятен, то вот во флэшбеках и по банальной логике картинка не сходится. Плюс злодей получился каким-то слишком крутым и могущественным. Впрочем, это всё можно исправить во втором сезоне, тем более задел есть. Лично я бы выводила в немножко фантастику, они и так накрутили столько, что кашу маслом не испортишь.
Короче, несмотря на незначительные минусы, однозначный рек.
P.S. Для любителей Пеннивайзов: