Найти тему
48 подписчиков

"Фантом": сериал про дружбу с самим собой

200 прочитали

Так-так-так, друзья мои, устраивайтесь поудобнее, буду рассказывать вам про новый сериальчик. Бывает так, что смотришь что-то по рекомендации ради одного актера, а вдруг вся история отзывается на многих уровнях и оказывается куда глубже, чем даже возможно задумывали создатели. Обычное дело. Постараюсь без особо важных спойлеров, но тут как получится.

Завязка: главный герой приходит в себя в психиатрической клинике, совершенно ничего не помнит и вообще непонятно что здесь делает. Его изо всех сил тормошит сосед по палате, про которого быстро выясняется, что он не настоящий, а лишь воображаемый друг и галлюцинация ГГ. Тем временем, в психушке случается убийство и ГГ вместе с собственным глюком это всё расследуют, и даже успешно. Дальше герой выходит из психушки, прицепляется к одному раздражительному капитану полиции и продолжает помогать ему с расследованиями, в обмен на информацию по своему делу (а точнее, чтобы капитан почесался и хоть немного им занялся). Короче, типичный процедуриал серия-дело с общей загадочной аркой вокруг ГГ и веселый глюк в довесок.

 Так-так-так, друзья мои, устраивайтесь поудобнее, буду рассказывать вам про новый сериальчик.

Плюсы:
+ Самое годное изображение амнезии на экране за последние лет... много. Дело в том, что я очень люблю этот сюжетный ход, в одно время крепко на него подсела, пересмотрела-перечитала с ним кучу всего, и вынуждена сказать, что не все умеют правильно его использовать. Троп сам по себе сильный, мощный и задающий тон истории, и обычно почему-то легко портится создателями. Тут с этим проблем нет, сценаристы докручивают все эти амнезийные штучки и точно знают, что должно быть использовано с каким эффектом.


Во-первых, амнезия всегда задает структуру нарратива — герой автоматически становится окутан ореолом тайны, сам расследует детектив среди обрывков своих воспоминаний и пытается что-то вспомнить в довесок. Во-вторых, мне всегда очень нравилась тема, что потеряв память человек становится немного другим, не таким как раньше, встречает других людей, занимается другим делом и возможно обнаружив правду про себя ужаснется каким неприглядным человеком он был. Тут это использовано на полную катушку. В-третьих, сама эта полу-экстремальная ситуация, когда человеку не зная своего прошлого, своей идентичности приходится выкручиваться и делать что-то сейчас, чтобы не сойти с ума, со всем разобраться и еще и как-то вытянуть себя из этой психологической ямы.

Короче, обожаю всё это, в сериале амнезийная линия сделана практически идельно. Так же здорово подана линия газлайтинга ГГ окружающими и иногда им самим. Вот это особенно потрясающе. Эта свистопляска нервов очень привлекает внимание к ГГ, начинаешь ему сочувствовать, болеть за него и переживать. А кроме того, благодаря тому как выстроен сюжет зритель проходит с ГГ все стадии «ничего не понятно, помогите» и вслед за ним расследует главный кейс, и гадает что же произошло на самом деле, выдвигает версии, короче намертво приворожен к сериальчику и эмоционально вовлечен.

+ Помимо цельной и закрученной основной арки, текущие детективные дела тоже интересные, и так или иначе взаимосвязаны с общей аркой - либо прямо, либо косвенно, либо содержат в себе отсылки и аллюзии на происходящее с ГГ. Вроде бы мелочь и так и должно быть в хороших процедуриалах, а всё равно приятно.

+ Сериальчик очень бюджетный сам по себе, это заметно, экономили на всём подряд и в принципе больше всего тянут на себе актеры, но с визуальной т.з. тут тоже есть на что посмотреть. У операторов с осветителями опеределенно роман и плоды этой любви мы видим на экране. Работа с светом и цветом изумительная, я очень кайфовала. Особенно красиво получается сочетание искусственного и естественного света.

 Так-так-так, друзья мои, устраивайтесь поудобнее, буду рассказывать вам про новый сериальчик.-2
 Так-так-так, друзья мои, устраивайтесь поудобнее, буду рассказывать вам про новый сериальчик.-3
 Так-так-так, друзья мои, устраивайтесь поудобнее, буду рассказывать вам про новый сериальчик.-4
 Так-так-так, друзья мои, устраивайтесь поудобнее, буду рассказывать вам про новый сериальчик.-5

При том, что с декорациями там местами труба, например используется всего одна заправка, один клуб, одно постоянное кафе и т.д., но вот этот вот обожаю: да, мы бедные, но изобретательные. Молодцы!

+ Актёры. Главная тройка ГГ-глюк-капитан полиции тащит весь сериал, серьезно, без потрясающих актерских работ в этих немного схематичных ролях ничего выдающегося из сериальчика бы не вышло. Но по счастью все трое главных актеров монстры профессии на грани с гениальностью, а еще очевидно кайфуют в обществе друг друга, поэтому работа получилась такой интересной.


Юрий Чурсин, которого я частенько вижу в разных сериалах - фактурный товарищ и очень заметный, - потрясающе играет больного душевно и очень потерянного человека. Поначалу кажется, что он не делает ничего особенного, особенно на фоне собственного жизнерадостного глюка, ну ходит себе и страдает в кадре, но чем дальше идет сюжет, тем больше он раскрывается. Особенно хорошо удается преображение ближе к финалу, когда в одной сцене он невероятным образом снимает походку, выражение лица и повадки Майкова, чтобы сыграть захват глюком тела. Русская актерская школа!

Павел Майков в очень яркой роли делает свои обычные фунти-дрюнти, но это всё равно завораживает. Пляска святого Витта лицом, которую невозможно поймать в капсах — попадает лишь 10% великолепия, да и на гифках, думаю, будет тот же эффект. За что мне очень нравится Павел Сергеевич, так это за две вещи: как он доводит сцены, доигрывая до мелочей, закругляя и как он поддерживает и оттеняет партнера по сцене. С Чурсиным у них получился замечательный дуэт, они оттеняют друг друга не только внешне и сюжетно, но и актерски, и это очень круто наблюдать. Более того, судя по тому что они там вдвоем наиграли... по-моему, они таки чуток перекрыли генеральную идею сценаристов и породили нечто большее, эффект синергии случился. Они по сути вроде как играют одного человека, но при этом выводят это всё в интереснейшую и очень душевную тему: помоги себе сам. Средь жизненных бурь, обманов близких и не очень людей, есть один человек, который тебя всегда поддержит, спасет и вытянет, которому ты не безразличен. Это ты сам. В одной из серий есть потрясающий монолог, который Майков говорит вот этим своим душевным голосом:

«Когда у людей умирает кто-то близкий, они обычно плачут, горюют. Знаешь, что они делают, чтобы справиться? Они уходят в работу. Ты потерял очень близкого человека — себя. Это надо пережить.»

 Так-так-так, друзья мои, устраивайтесь поудобнее, буду рассказывать вам про новый сериальчик.-6

Поплакала, конечно, чего уж. Единственное что, ближе к финалу у меня к персонажу Артура (глюка) начали копиться вопросы с нарративной т.з., напишу об этом ниже.

Ну и Тимофей Владимирович Трибунцев просто май харт и май соул. Я знала, что он мощнейший актер, только ввиду образа-типажа вечно играет каких-то блаженых, юродивых, странненьких и т.д. Прекрасно играет, ничего не скажешь, например, монах Иван в "Монахе и Бесе". Но тут он предстает в совершенно нетипичном для себя образе. Он играет потрясающе задолбанного со всех сторон копа и это восхитительно. Серьезно, после исполнения Тимофея Владимировича это клише должно умереть в муках, потому что добавить уже реально нечего. Его Стас настолько не хочет работать, что сравниться в этом желании может только с полковником Жилиным в исполнении Лапенко: делать мне нечего,кроме как делами заниматься. Потому и так легко принимает помощь быстро соображающего в детективных делах ГГ. Но при этом он довольно честный и хороший человек, только очень уставший и функционирующий на силе чистой ярости.

Не могу не показать прекрасный момент, когда вместо кофе на реконструкторском фестивале ему налили коньяк
Не могу не показать прекрасный момент, когда вместо кофе на реконструкторском фестивале ему налили коньяк

Ок, после того как расхвалила и так, и эдак, минусы:


— Женские персонажи. Не знаю, в чем больше дело, в том, что сценарно сюжетная арка прописана в принципе лучше, чем характеристики персонажей, которых изумительно дотягивают актеры, а у девушек нет экранного времени чтобы развернуться, или в том, что я до этого смотрела "Чик" и "Последнего министра", но... Но. Девушки представлены только в трех типажах, их ВСЕГО три человека:
- роковая красавица-обманщица
- сердобольная сочувствующая помощница ГГ
- жена в холодильнике (погибшая в прошлом женщина, которая является в редких воспоминаниях ГГ).
ВСЁ. Как-то даже раньше гендерный дисбаланс в полицейских процедуриалах был не так силен. Но дело даже не в этом, а именно в типажах и том как всё прописано. Терпеть не могу троп "женщина в холодильнике", да и кто угодно в холодильнике, но тут как будто создатели вообще не в курсе куда девать женщин в сюжете, зачем они нужны (если у героев такое взаимопонимание), как они действуют. Fatal error.

Дальше пойдут спойлеры, извините, у меня немного пригорает к тому же, опустить не могу.
— Персонаж Артура-глюка, особенно в последней трети сериала, ближе к финалу. Вообще где-то ближе к середине я начала понимать, что само существование Артура обусловлено скорее нарративными причинами, чем реальным диагнозом ГГ, хотя сериал так-сяк пытается в этом убедить и съехать на то, что герой болен куда сильнее. Ведь воображаемые друзья и галлюцинации наяву это уже шиза. Но Артур совершенно не выглядит шизой! Он соображает куда быстрее ГГ, или лучше него замечает какие-то детали важные для расследования, постоянно его тормошит и не дает погрузиться в апатию, или упасть в истерику, он заботится о физическом и психическом состоянии. То есть, он не стихийная шиза которая приходит чтобы просто сеять хаос, а уже в результате этого хаоса как-то случайно герой находит разгадку - он часть личности. Но это уже совершенно другой диагноз (раз уж создатели настаивают на диагнозе), но под раздвоение личности Артур парадоксально тоже не особо подходит. Кстати, с амнезией что шизофрения, что раздвоение тоже непонятно как сочетаются. Это немножко становится логичнее, если предположить, что сначала ГГ потерял память в результате травматических событий, а потом пока его пичкали лекарствами в больнице крыша протекла еще больше и породила Артура. Но это так и не объяснено четко, сам Артур стоит на том, что ГГ сам вытесняет в него самые неприятные для себя части личности. Такой диагноз вообще существует?

Кроме того, ближе к концу сериала создатели начали топить за то, что периодически Артур захватывает власть в теле, а сам ГГ об этом не помнит. И это очень странно, потому что до этого никакой динамики Джекилл-Хайд у них не было, да и Артур больше поддерживал ГГ и они работали как одна команда, и тут вдруг трах-бах. С т.з. нарратива и кульминации, когда все линии должны сойтись и рвануть, и помимо развязки детективной линии и угрозы жизни ГГ, неверия близких и охоты за ним от всех на свете, должна быть еще и внутренняя угроза в виде взбунтовавшейся второй личности. Честно говоря, будь я на месте создателей, я бы пожертвовала лишним трах-бахом в кульминации ради вот этой темы про про помоги себе сам. Она важнее.

По-моему, создатели не совсем поняли, что хотели показать образом Артура, намешав всего и побольше на всякий случай. Ну или Павел Сергеевич увлекся, наиграл лишнего, а одернуть на съемочной площадке никто не решился.

 Так-так-так, друзья мои, устраивайтесь поудобнее, буду рассказывать вам про новый сериальчик.-8

— Развязка детективной арки. Да, было ожидаемо, что при таком накручивании интриги и наведении туману финал немного сольют, но всё равно обидно. Самое ключевое - почему ГГ нужен был главзлодею именно живым, а не мертвым изначально, почему он упрятал его в психушку, а не убил, как всех остальных вокруг него так и не раскрыли. Честно говоря, я думала, что либо ГГ в психушке прятал кто-то третий, либо злодей надеялся восстановить ему память чтобы вызнать секретную формулу - даже это было бы адекватнее в контексте происходящего. Не, ну... прост))) Если в самом сюжете сериала мотив злодея понятен, то вот во флэшбеках и по банальной логике картинка не сходится. Плюс злодей получился каким-то слишком крутым и могущественным. Впрочем, это всё можно исправить во втором сезоне, тем более задел есть. Лично я бы выводила в немножко фантастику, они и так накрутили столько, что кашу маслом не испортишь.

Короче, несмотря на незначительные минусы, однозначный рек.

P.S. Для любителей Пеннивайзов:

 Так-так-так, друзья мои, устраивайтесь поудобнее, буду рассказывать вам про новый сериальчик.-9