Найти в Дзене
Кинотаурус

«Как меня зовут», или наркотики и секс в Алупке

Нигина Сайфуллаева, в прошлом режиссёр с "телеаналов" ТНТ и СТС, на задворках своей карьеры занялась разработкой социальной драмы под очень странным названием - «Как меня зовут». По итогу, фильм увидел свет в 2014-м году, собрав при этом много положительных откликов, в числе которых специальный приз жюри на Кинотавре-2014. Что же такого она подготовила для зрителей в картине, основной темой которой являются подростки? Две подружки, Оля и Саша, приезжают в Крым, дабы повидаться с отцом одной из них. Оля никогда его прежде не видела, да и он её тоже. Робость и застенчивость берут верх, а потому подружки меняются именами, и дочерью прикидывается не совсем та девушка... Трейлер Визуальный ряд Крым. Алупка. Съёмка на натуре. У фильма отличные декорации, отличный антураж, но... Но всё не то. Да, фильм подтянули в парочке сцен с помощью визуальных эффектов. Но это сущая мелочь, о которой даже говорить не хочется. Дом, в котором происходила бо́льшая часть действия, не возводили с нуля ради фил
Оглавление

Нигина Сайфуллаева, в прошлом режиссёр с "телеаналов" ТНТ и СТС, на задворках своей карьеры занялась разработкой социальной драмы под очень странным названием - «Как меня зовут». По итогу, фильм увидел свет в 2014-м году, собрав при этом много положительных откликов, в числе которых специальный приз жюри на Кинотавре-2014. Что же такого она подготовила для зрителей в картине, основной темой которой являются подростки?

Марина Васильева и Александра Бортич. Кадр из фильма «Как меня зовут»
Марина Васильева и Александра Бортич. Кадр из фильма «Как меня зовут»

Две подружки, Оля и Саша, приезжают в Крым, дабы повидаться с отцом одной из них. Оля никогда его прежде не видела, да и он её тоже. Робость и застенчивость берут верх, а потому подружки меняются именами, и дочерью прикидывается не совсем та девушка...

Трейлер

Визуальный ряд

Крым. Алупка. Съёмка на натуре. У фильма отличные декорации, отличный антураж, но... Но всё не то. Да, фильм подтянули в парочке сцен с помощью визуальных эффектов. Но это сущая мелочь, о которой даже говорить не хочется. Дом, в котором происходила бо́льшая часть действия, не возводили с нуля ради фильма, не украшали специально для кадра. Однозначные 0 баллов.

Атмосфера

Фильм обладает одним чарующим свойством - он завораживает своей тихой и спокойной жизнью. Пастораль в явном обличье. Превосходные виды, небесная глазурь на фоне пляшущих волн. Под эти тонкие намёки сразу возникает желание сесть в самолёт и отправиться в сторону песка. «Как меня зовут» предстаёт перед зрителями в натуральных тонах, без какой-либо цветокоррекции. Хорошо это или плохо, каждый рассудит сам. Также каждый сам для себя оценит тот факт, что в фильме присутствуют глупые моменты, в которые слабо верится. Например, сцена с подменой имён. "Ну, они же подростки!". Но картина при этом сохраняет одну важную черту - она остаётся драмой. Лично для меня плюсы данной ленты явно перебили её минусы, а потому +1 балл.

Марина Васильева, Кирилл Каганович и Александра Бортич. Кадр из фильма «Как меня зовут»
Марина Васильева, Кирилл Каганович и Александра Бортич. Кадр из фильма «Как меня зовут»

Музыкальное и звуковое сопровождение

Явного музыкального сопровождения в картине не присутствует. Саундтрек вечно обитает где-то на фоне, где-то с краю. Лишь в финальных титрах для нас заиграет Самое Большое Простое Число - Нельзя сказать короче. К такой модели аудиоряда я отношусь довольно нейтрально, но в данном случае могу записать это в плюс, ведь фильм с ней выглядит намного лучше.

Звук без каких-либо косяков, но и чему-то экстраординарному места здесь не нашлось. В парочке мест герои пытаются вести диалог посреди орущей на фоне музыки. А ещё в одной сцене было сложно разобрать речь Лавроненко. Это, пожалуй, всё, что можно сказать о качестве звука. Итоговую оценку ставлю +1 балл.

Актёрская игра

Главная троица этой приморской истории смотрятся отлично. Начнём по порядку.

Александра Бортич. Несомненно, она является главной звездой этого шоу. Первая её роль в большом кино оказалась на порядок лучше, чем многие последующие работы. К сожалению, на текущий день она особо не радует своих фанатов пронзительными ролями. Если Вам хочется взглянуть на отличную игру от Саши, то «Как меня зовут» - прекрасный пример для этого.

Марина Васильева. Ещё одна дебютная работа, получившая вполне заслуженные хвалебные отзывы. У Марины карьера сложилась несколько иначе, чем у Саши - она продолжила сниматься у Сайфуллаевой, а также у мэтра российского кино, Андрея Звягинцева. Меньшая популярность, но более утончённые работы.

Константин Лавроненко. Актёр с серебряной ветвью из Канн сделал для дебютной ленты Сайфуллаевой очень многое. Во-первых, показал всему составу как надо играть. А во-вторых, привнёс в картину ту самую нотку мужской апатии. Смотреть, как он ведёт диалог - сплошное удовольствие.

Кроме того, в фильме засветились Анна Котова-Дерябина и Кирилл Каганович, которые также на отлично справились со своими ролями. +1 балл за актёрские работы.

Александра Бортич. Кадр из фильма «Как меня зовут»
Александра Бортич. Кадр из фильма «Как меня зовут»

Операторская работа и монтаж

Работу Марка Зисельсона мы уже рассматривали в фильмах «Главбух. История одной фирмы», «Любовницы» и «Про любовь. Только для взрослых». В последнем, кстати, он снимал новеллу Нигины Сайфуллаевой. Его работы отличаются грамотным выбором ракурса для съёмки, а также фокусировкой на эмоциональной составляющей мизансцены. Как только была замечена его фамилия на странице фильма «Как меня зовут», сразу же захотелось его посмотреть. Такой вот он, молодой, но перспективный оператор. В картине его работа выше всяких похвал.

Монтаж, в свою очередь, не всегда радовал. Некоторые сцены были склеены обрывками, что способствовало периодическому отвлечению от просмотра. Но общая нить ясна и никуда не потеряна. Поставлю +1 балл, не пожалею.

Уникальность

Фильм очень сильно напоминает картину Андрея Звягинцева «Возвращение». И не только нахождением Константина Лавроненко в одной из главных ролей. Есть целый ряд сценарных абзацев, сильно напоминающих работу Звягинцева, а также весьма схожи манера повествования и визуальный стиль. Да, у Нигины Сайфуллаевой имеется много новшеств, но они не носят масштабный характер. Сам концепт мы уже видели, да и не только в российском кинематографе. 0 баллов.

Марина Васильева и Александра Бортич. Кадр из фильма «Как меня зовут»
Марина Васильева и Александра Бортич. Кадр из фильма «Как меня зовут»

Сценарий

Экспозиция. Картина начинается со сцены, где две юные девушки расплачиваются в магазине и спрашивают дорогу до улицы Приморской. Начиная с этого момента повествование будет вестись именно от лица Оли и Саши. Ни разу за весь фильм действие не поменяет акцент на других героев. Сайфуллаевой удалось найти правильный подход в общении со зрителями. Желания прерваться от просмотра почти не возникало, за исключением лишь нескольких сцен. Другим важным аспектом здесь выступает знакомство с главными героинями. Зрителю скажут ровно то, что нужно и ни капли больше. Да, иногда подобное смущает. Например, мы так и не узнаем мать Оли, в каких она отношениях с биологическим отцом девочки. Но всё же это незначительные для сюжета детали. Главное, что нам раскрыли характеры двух героинь. +1 балл.

Развитие. Здесь у картины случаются промахи. Для начала, зрителю без намёков говорят про отрицательную сторону отца Оли, причём аж целых два раза. Как и что именно - описывать не буду, ибо спойлеры. Но вот в чём весь подвох - ему мы, в любом случае, сопереживаем. Кроме того, имеются подводные камни в мотивации главгероинь. Они могут совершать полную ерунду, никак не обоснованную сценарием. К примеру, Саша приводит своего новоиспечённого хахаля домой к отцу Оли, где решает разыграть с ним партеечку в шахматы. Разумеется, что отец просыпается и сразу же кидается в драку, всё-таки это его дом. Но дала ли эта сцена что-то преимущественно важное для сценария? Нет. Симпатию Саши к Сергею мы уже видели до этого. Примирение? Нужно ли оно в подобном фильме? К сожалению, здесь 0 баллов, поскольку в сценарии наворотили дел.

Кульминация. «Как меня зовут» заканчивается на очень правильной нотке. Зрителя оставляют наедине с самим собой, со своими мыслями и эмоциями. Плюс Нигине удалось чётко выстроить композицию. Характеры героев к финалу истории меняются, да таким образом, что "плохие" и "хорошие" грани стираются. О чём я? Были две подружки, одна правильная отличница, а другая гулящая двоечница. У одной есть живой отец, а у другой его нет. Сценарий валуном прокатывается по характерам этих героинь, что в конце одна теряет отца, а другая его обретает. При этом отличница становится гулящей, а двоечница правильной. Меняется ракурс. Считаю, что показанное в некоторой мере гениально, но при должном осмотре выглядит уж очень прозрачно. +1 балл, так или иначе.

Общие аспекты. С персонажами у ленты всё не так гладко. Да, их характеры показаны очень наглядно, но порой они совершают опрометчивые поступки, не поддающиеся обычной человеческой логике. Можно, конечно, списать всё на то, что они подростки, но это слишком лениво, не так ли? Да и разговоры этих молодых дам иногда оставляют желать лучшего. Пример монолога одной из героинь:

"Господи, какой же ты всё-таки лох. Лошара! Это, конечно, слово не из моего лексикона, но... Извини, просто нет другого. Лох! Чмошник! Бомжара!"

Эм-м. Слушать подобное невозможно. Слово "лох", кстати, употребляется здесь в очень большом количестве. Да, мата здесь нет, но заменить его на такие "лоховские" фразы - странная затея. Тем более, что в фильме присутствует откровенный голяк. То есть, картина уже 18+, так почему бы не разбавить её соответствующим лексиконом? 0 баллов.

Вердикт

Первая лента Сайфуллаевой получилась, на удивление, неплохой работой. Она не только раскрыла потенциал молодых актрис, Саши Бортич и Марины Васильевой, но смогла ещё и показать толковую историю. Не всегда правдивую, не всегда логичную, но всё-таки очень личную и трогательную. Для первой социальной драмы режиссёра, снимавшего ранее «Деффчонок» - очень положительная смена ракурса. «Как меня зовут» получает от меня 6 баллов из 10 возможных и смелую рекомендацию к просмотру. И эй, только если Вам больше 18-и лет!

Карта канала «Кинотаурус»

Теперь мы в Telegram!

Всем спасибо за прочтение, смотрите только качественные фильмы ㋛