О сходстве, а точнее различиях «Чик» и «Бригады». А то уже началось всякое «Чики это Бригада для 2020-го года», очень легкое и поверхностное сравнение, так и тянешься ассоциативно именно туда. И там, и там действует четверка друзей, связанная с криминалом, только раньше были мальчики, а теперь девочки — ну ясное дело, феминизм, эмансипация, такое. Там бандиты, а тут проститутки — ну какая разница.
Однако, у бригады ярко выраженная негативная сюжетная арка: молодые ребята связываются с криминалом, идут по нисходящей до определенного момента, где и случается трагедия. Позитивная арка, можно сказать, слегка начинается ближе к кровавой развязке, когда Саша принимает решение идти в политику, Фил приходит в себя после аварии, Космос и Пчёла мирятся за кадром и тоже вроде как согласны с решением бросить криминал. Но этого усилия не хватает, т.к. до этого было сделано слишком много того, что в итоге потянет их на дно.
У чик всё наоборот начинается с позитива: трое подруг решают завязать в проституцией и вложиться в новый бизнес четвертой, которая тоже совсем недавно завязала и успела съездить в Москву. Но главное различие кроется даже не в решениях, а в сути происходящего. Пацаны-бандиты — хозяева жизни, которые хоть и проворачивают опасные дела, но имеют с этого огромные деньги, власть и авторитет. Девочки-проститутки — бесправные существа, которые получают за свою работу копейки и всеобщее презрение, а сделать с ними может кто и что угодно, от клиентов до сутенера. А еще парадоксальным образом оба сериала подчеркивают: в случае мальчиков-бандитов их деятельность их определяет целиком и полностью, а в случае девочек их работа — это не они. Почему так? Сидоров в «Бригаде» всеми способами постулирует идею о том, что если на каждом жизненном повороте выбираешь зло, то ты становишься злом. Это очень заметно по нарративу сериала, все приемы брошены на это. Да, показаны и хорошие стороны бандитов: дружба, любовь к жене и родителям, отношения с этими самыми родителями, но в центре сюжета их деятельность — опасная, адреналиновая, бесчестная, главная для них. Неважно как сильно ты любишь сына, на что готов ради друзей и как наконец став взрослым примирился с отцом, это всё идет на обочине жизни. Главное — ты убиваешь, гоняешь наркотики, из-за тебя гибнут люди. Холодный мертвенный мир из оружия, крутых тачек, стильных пальто и кокаина. А еще вечная брейгелевская зима, которая намекает на скорый апокалипсис.
Эдуард Оганесян наоборот сосредотачивается на самом движении жизни — вокруг девушек, в котором они принимают непосредственное участие. Здесь важно всё: нелюбимый парень и парень, который понравился, сын с увлечениями в сторону дрэг-квин, конфликт с братом и нежная любовь к отцу, желание пофорсить в модной шубе в южном городе, желание завести ребенка, желание стать себе хозяйкой. Вот что определяет девочек, вот что главное и их суть. И, конечно, теплые краски, жаркое лето, вода в озере, земля на каменоломнях, и много зелени и подсолнухи с падающими семенами, которые обязательно взойдут. Из неважных на первый взгляд осколков собирается нечто большое и объемное, показывая что важно всё. Честно говоря, я бы посмотрела на бригаду в такой житейской рутине, но видать и правда их определяет другое.
Возвращаясь к моим рассуждениям о том, что "Чики" это анти-"Бригада" — получается, что и по сути, и по духу так. Если присмотреться, то качества каждого из тройки пацанов есть и в Саше, и даже многократно усиливаются в ключевые и могут сработать как в положительную, так и в отрицательную сторону, но с девочками ситуация обратная. В Жанне нет ни ума и смирения Марины, ни смелости и непосредственности Люды, ни житейской мудрости и напора в нужных местах Светки. Она вообще получается какая-то никакая на конец сериала, наверное, потому что в ее поведении оказывается слишком много вранья, она вся про казаться, а не быть. Чсх, если бы она приняла помощь девочек или сама попросила их о помощи в критических моментах, своеобразно добирая от них то, чего ей не хватает, то может быть ситуация не свернула бы в такую жопу.
Но в последней серии неожиданно много "бригадного", но как будто стеклянную игрушку разбили на осколки, а самые разноцветные вставили в новый, скажем, светильник. Жесткая пацанская драка в карьере из-за девушки, в которой побеждает условно "наш" и что является началом нисходящей для злодея. Люда попадает в больницу со страшной травмой головы и над ее кроватью все снова мирятся, забыв про обвинения и финансовые трудности. Бандиты и менты по-пацански решают дела в сауне. Жанна снова идет договариваться не с теми людьми за спиной девчонок. Рок довлеет над ней, но и при этом она всеми силами приближает его свершение. Ведь если задуматься, то с самого начала она вкладывала в безнадежное предприятие, в котором ничего не понимает, свою недвижимость, в случае неудачи она из всех девочек теряла бы больше всего, но при этом она поступает на авось (как часто поступал и еще раз поступил в 3-м акте сериала Саша Белый) и расплачивается за это очень жестоко. Это, кстати, больше свойственно дилогии "Бумеров", да и вообще русской кино-традиции — когда расплата за грехи получается несоразмерной. Да, возможно Жанна за свое вранье, глупость, отношение к делам и близким людям заслуживает наказания (с т.з. истории, построения сюжета), но получает совершенно несправедливую ответку от жизни.
В "Бригаде", да и вообще всех произведениях Сидорова очень сильна тема борьбы человека и Рока, эдакого богоборчества, а еще становления себя на место бога и выше, за что героям каждый раз закономерно прилетает ответка. Есть и своеобразная справедливость — каждому воздастся по делам его. В "Чиках" всё по-другому: Оганесян закидывает разные удочки в тему, сам же их местами обсмеивает, но довольно четко ведет свою линию. Отношения с религией в Чиках поданы сначала юмористически: одна из проституток, слегка блаженая говорит девочкам, что с ней ничего не случается, потому что она носит иконку (в конце третьей серии ее абсолютно случайно собьет машина), для успешного начала нового дела все решают сходить в церковь, а Люда жалуется, что уже выпила пиво. Слегка с юмором представлен и священник: в городе, где все друг друга знают, они оказываются давними знакомыми с Жанной и отец Сергий с окладистой бородой тут же становится Серёжей в найках, а потом еще и рассказывает забавную историю своего воцерковления. Но чем дальше, тем больше Оганесян показывает, что вообще-то он не шутит.
Да, люди верят, у людей магическое мышление, но разве плохо если эта вера хоть немного им помогает в этом мире боли и отчаянья? Более того, героини не просто бьют земные поклоны и молятся, надеясь на спасение, а еще и сами заняты своей судьбой, совершают яркие рискованные действия и разве нельзя им хоть немного подкрепления их сил, поддержки штанов, пусть и невидимой?
Но даже тема религии получается здесь двойственной. В "Бригаде" обращение бандитов к Богу показывает скорее их аморальность и циничность самой ситуации. Отношения бандитов и религии простые: нагрешил, отдал кучу деняк в один храм, дал еще денег на строительство другого и снова чистенький. Верят, но не веруют, бог это скорее удобная ширма, которая выдвигается когда это нужно - все мы под богом ходим, авось пуля-дура не заденет, если пару раз перекрещусь. В "Чиках" же при определенной доле метафизики очень четко показано, что помимо веры в доброго боженьку должно быть что-то еще. И это что-то еще важнее, чем просто купить нужую иконку и поставить свечку. В конечном итоге доброта, милосердие и просто человеческие отношения между людьми куда важнее свечки в церкви и молитвы высшим силам, а церковь больше откатывается в сторону ритуалистики — служба в храме, крестины, исповедь, похороны.
Интересно и сочетание тем проституции и религии. Никто из девочек не мученица и не кающаяся блудница, Жанна содержит в себе куда более мощный образ. А проститутки — обычные девушки, а не страшные грешницы, и заслуживают второго шанса, любви, принятия, хорошей новой жизни и не должны каяться за жизнь прошлую каждый день. А Жанна платит такую непомерную цену не за то, что она блудница, а за то что решилась всё изменить, нарушить устоявшийся уклад среди давно поделенной территории, разорвать порочный круг и пойти против Рока.
Борьба против Рока, сермяжного уклада и накатанной колеи жизни — то, что парадоксально роднит "Чик" с "Бригадой" куда больше, чем "ну и там. и там четверо друзей мутят бизнес". Но в "Бригаде" Саша и его друзья больше играли с фортуной и пытались устроиться в различных обстоятельствах поудобнее, чем бунтовали против судьбы. В "Чиках" случается именно бунт и революция сознания. Жанна несет огонь идеи о новой жизни, пусть даже сама она ее не видела, но вера ее так велика, что побуждает остальных на подвиг. Возможно, с какой-то точки зрения и не подвиг даже, но что-то героическое в этом есть.