В Санкт-Петербурге в начале весны, когда эпидемия еще только набирала силу, состоялась премьера второго фильма исландского режиссера Хлинюра Палмасона «Белый, белый день» от компании «Иное Кино».
Драматический фильм Хлинюра Паульмасона впервые был представлен на Каннском кинофестивале, выдвигался на «Оскар» от Исландии и другие престижные кинонаграды. Исландский кинематограф не сильно популярен в массовой киноиндустрии, несмотря на активное участие в мировых фестивалях. И очень зря. Скандинавский менталитет нам не близок и именно способность рассказать красивую и сложную историю - мостик между нами и другой незнакомой жизнью. «Белый, белый день» - возможность прикоснуться к суровому северному менталитету. О чем же это, пронизанное холодным ветром, кино?
Герой фильма Ингимундур, стареющий бывший начальник полиции, который строит дом на берегу исландского фьорда. У него внезапно гибнет в автокатастрофе любимая жена, и в надежде спрятать боль утраты герой погружается в заботу о близких и стройку дома. Напряжение начинает нарастать, когда Ингимундур находит косвенное доказательство измены своей жены. И эта мысль не дает ему покоя, разрушая все на своем пути.
Режиссёр создаёт смесь неспешного развития события и бурного триллера. По началу фильм как бы призывает остановится, осмотреться, уделить внимание фрагментам, которые не заметны в бурном темпе жизни. Есть здесь что-то от Тарковского - медитативный темп и акцент на фактуре не сложно узнать. Может даже показаться, что название картины – это отсылка к стихотворению «Белый день» отца культового деятеля Арсения Тарковского. Не зря сам режиссер говорил, что является большим поклонником творчества советского режиссёра, благодаря которому «по-настоящему заинтересовался кино». По словам Хлинюра Паульмасона, фильм является «данью уважения» работам Андрея Тарковского, но со стихотворением фильм не связан.
Речь идет о пугающей исландской поговорке: «В такие дни, когда кругом белым-бело и нет больше различий между землей и небом, мертвые могут говорить с нами, еще живущими». «Повторение в названии перекликается с ощущением бесконечного белого дня в самом фильме» - делится режиссёр. Картина пропитана наслаждением природы и гармонией всего живого: небо сливается с морем, а гор и земли не видно из-за тумана. Природа такой же главный герой, как и сам овдовевший отец и дедушка, он, как камень, мешающий проезду на дороге, а после долго скатывающийся вниз ко дну.
И тут меланхоличное настроение сменяется саспенсом. В фильме все скорее назревает «бунт», эмоций и чувств, которые рвутся наружу с каждой секундой. Сцены, доказывающие это - шокируют. И зритель сам, как тот самый Ингимудур, переживает трагедию утраты и боль предательства любимого человека: такие чувства не проходят сами по себе.
Хлинюр Палмасон интересно обходится с разными загадочными кадрами подглядывания: съёмка движения машины Ингимундура с разных дорожных камер или старые любительские фильмы, где семья счастлива и здорова. Кто смотрит эти записи с камер? Кто смотрит в глазок из дома на подходящего к нему хозяина?
«Белый, белый день» - это удивительная история о северном, только снаружи грубом нраве, а внутри мягким и животрепещущим. Картина – игра света и цвета, почти другая реальность, которая переносит в мир гор, туманов и диких лошадей. Но это только кажется незнакомым, на самом деле душевные терзанием экранных героев нам очень близки. Повествование о том, как люди живут в таком неуютном месте, как Исландия, и о том, что именно любовь способна исцелить самые глубокие раны. Очень печальное и красноречивое кино.
Анастасия Колосок