Найти тему
Мысли Историка

«Больной человек Европы». Вступление Османской империи в Великую войну

Оглавление

На грани гибели

На момент наступления Первой Мировой войны Турция уже давно находилась в глубочайшем кризисе: огромные долги, утрата гигантских территорий в результате бесконечных войн с Россией, двух балканских войн и проигранной Итало-Турецкой войны. Из-за внешних факторов во внутренней политике империи Османов начался кризис. Население Турции начинало проявлять несогласие с политикой Блистательной Порты (правительства) султана. Попытки проведения либеральных реформ были при султане Абдул-Меджиде I, однако поддержки среди населения они не получили .

Абдул-Меджид I
Абдул-Меджид I

В начало XX века Османская империя вступила крайне слабой. В Европе её уже прозвали "больным человеком Европы". На фоне тотального недовольства властью младотурки в 1908 г. подняли восстание в Македонии. Под угрозой захвата Стамбула Абдул-Хамид II восстановил конституцию и собрал парламент. Большинство в нем получили младотурки во главе с Энвером-Пашой, которые свергли султана и возвели на престол его брата – Мехмеда V. Младотурецкую революцию поддержал народ, но режим младотурок мало чем отличался от прежнего: по сути, это была всё та же диктатура. Основным лозунгом новой силы в стране был пантюркизм – объединение всех мусульманских народов Азии, говорящих на тюркских языках. Лозунг самый что-то ни на есть империалистический, с учётом количества тюркского населения в России.

Было и стало.
Было и стало.

Надежда на спасение

После начала Великой войны Порта объявила нейтралитет. Впрочем, всем было понятно, что ради выживания Османская империя должна была ввязаться в эту в будущем кровопролитную войну. Вот только на чьей стороне? Кайзер Германии Вильгельм II уже давно перетягивал на свою сторону Турцию: немецкое правительство выдавало османскому государству кредиты на выгодных для второй стороны условиях, спонсировало строительство железной дороги Берлин-Багдад, регулярно посылало военных инструкторов в Константинополь. Все это делалось не просто так. Кайзер жаждал, чтобы Турция вместе с собой затащила в войну приверженцев Ислама со всего мира, ведь султан считался халифом всех мусульман и мог призвать их к Священной войне.

-3

Со временем отношения Германской и Османской империй настолько «потеплели», что их можно было считать уже союзническими. Чуя беду от турецко-германских отношений, Англия забрала себе строящийся по заказу османского правительства линкор, на который жертвовали деньги даже жители империи. Поступок Великобритании оскорбил турок. У них больше не возникало никаких колебаний по поводу выбора стороны в грядущей войне. Осталось только найти повод…

Корабль Его Величества «Эйджинкорт», ранее известный как «Султан Осман I».
Корабль Его Величества «Эйджинкорт», ранее известный как «Султан Осман I».

Начало конца

28 июля 1914 года два немецких крейсера, «Гёбен» и «Бреслау», прорвались в Средиземное море, совершив обстрел французских баз в Алжире. На охоту за немецкими кораблями вышли корабли Антанты. Двум крейсерам было некуда отступать. Казалось бы, смерть неотвратима, но на их спасение решилось османское правительство. Вернее, не решилось: корабли любимого флота кайзера сами поплыли в сторону своих потенциальных союзников. Перед правительством Османской империи встала дилемма: Порта должна была либо спасти немецкие корабли и, по сути, выступить на стороне Германской империи, либо не пустить в свои порты «Гёбен» и «Бреслау» и потерять благоволение Вильгельма II, союзника, от которого зависела жизнь империи.

Вильгельм II в турецком мундире.
Вильгельм II в турецком мундире.

Османское правительство выбрало первый вариант. Крейсеры были спасены от вездесущего английского флота. Немцы и турки провернули это так, будто Турция выкупает эти корабли у Германии за 80 миллионов марок. Весьма выгодная покупка двух передовых крейсеров одного из мощнейших флотов того времени. После официальной передачи ВМС Турции «Гёбен» и «Бреслау» были переименованы в «Явуз Султан Селим» и «Мидилли». Несмотря на передачу кораблей османскому флоту команда на кораблях оставалась полностью германской, а адмирал Сушон — командиром эскадры. «Гёбен» и «Бреслау» не подчинялись находившейся в стране по соглашениям 1909 и 1912 годов британской военно-морской миссии, которую возглавлял контр-адмирал Артур Лимпус. Передача немецких кораблей стала финальным толчком османов в пекло мировой войны. В страну стали прибывать немецкие военные советники, а в семнадцатом году и вовсе командующим османским флотом стал германец Вильгельм Сушон.

Виновники «торжества» — «Гёбен» (первый слева) и «Бреслау» (второй слева).
Виновники «торжества» — «Гёбен» (первый слева) и «Бреслау» (второй слева).

Было принято решение о вступлении в войну на стороне Германии. Без согласования с правительством Турции и вопреки мнению турецкого премьер-министра, Энвер-паша совместно с немецким командованием спланировал вступление в войну на стороне Центральных Держав. 29—30 октября турецкий флот под командованием адмирала Сушона обстрелял Севастополь, Одессу, Феодосию и Новороссийск. 2 ноября Россия объявила Турции войну. 5 и 6 ноября за ней последовали Великобритания и Франция. На кон была поставлена жизнь одной из величайших империй в истории человечества…

-7