Время оккупации Китайской империи иностранцами, расхищающими культурные ценности, стравливающий коренной народ опиумом, оскверняющими китайские дворцы и храмы (что, кстати, является страшным оскорблением для китайского народа, как если б перед русским человеком начали глумиться над событиями Великой Отечественной Войны и реабилитировать нацизм). Это время в китайском сознание сохранилось как "Столетие позора", продолжавшееся с середины 19-го века и вплоть до середины 20-го
По мере усугубления экономической, общественной и политической сфер жизни общества, у китайского народа начала пропадать национальная самоиндефикация. В обществе росла ненависть, и вспыхивало патриотическое настроение. Очевидно, что коренное население не было радо варварам-иноземцам.
Появление "Отрядов справедливости и мира".
Недовольство проявилось в создании тайных обществ (ополчений) таких как:
- "Ихэтуань" - "Отряды справедливости и мира"
- "Ихэцюань" - "Кулак во имя справедливости и согласия"
- "Дадаохуэй" - " Союз больших мечей "
- "Иминьхуэй" - "Союз справедливых"
Все эти названия можно обобщающе перевести как "Отряды спра-ведливости и мира". Ввиду использования участниками этих отрядов боевых искусств, похожих чем-то на кулачные бои, Европейцы прозвали их более близким для себя словом "боксеры".
Отряды эти имели общие черты и признаки - это неприязнь к иностранцам и китайцам-христианам. Сами же "боксеры" (ихэтуаньцы) следовали религиозна-мистическим учениям, а некоторые из них вовсе верили в свою неуязвимость для огнестрельного и холодного оружия.
В их ряды вступали бедные крестьяне, демобилизованные солдаты, разорившиеся ремесленники, потерявшие работу жители, женщины и подростки - весь неравнодушный люд. Однако, не все жители Китая поддерживали эти отряды, так как те нередко занимались мародерством.
Ихэтуань должен был придерживаться 10 правилам-заповедям, написанным под руководством официального марионеточного правительства империи:
- каждый ихэтуань должен был подчиняться верховному командованию,
- помогать своим товарищам,
- придерживаться буддизма,
- не совершать преступлений,
- не отказываться от участия в бою,
- не нападать на своих соратников,
- не мародерствовать,
- захваченное имущество сдавать местным властям,
- убивать христиан* (китайцам христианской веры предлагали отказаться от оной, в противном случае, те подвергались казни),
- на затаивать обиды.
Но, как это обычно бывает, не каждый ихэтуанец соблюдал эти правила.
Восстание.
2 ноября 1899 года лидер ихэтуаней призвал весь китайский народ ополчиться против иностранных захватчиков. Было объявлено восстание. Правда, фактически началось оно раньше с локальных нападений на точки прокладывания железнодорожных путей и иностранные единицы.
"пусть каждый из нас приложит все усилия, чтобы защитить свой дом и могилы предков от грязных рук чужеземцев. Донесём эти слова до всех и каждого в наших владениях"
Правительством на север страны были отправлены китайские войска для подавления радикальных крестьян, но они не смогли сдержать гневного восстания, и после ряда поражений ретировались в Пекин. Чуть позже китайское правительство начало вести с повстанцами переговоры, которые в будущем переведут их силы на борьбу исключительно с иноземцами. К этому моменту повстанческие силы количеством около 70000 человек переместились в Чжили (ныне провинция Хэбэй ). А в мае месяце ситуация приобрела еще более острый характер: ихэтуани сожгли русскую православную церковь и школу, затем провел массовую манифестацию в ряде китайских городов, в некоторых из которых участники отряда нападали на иностранцев
Вмешательство коалиций
Ситуация в Китае обеспокоила иностранную дипломатию. Русские войска начали свою высадку зимой 1899-1900 годов. Российская империя в связи с антихристианскими погромами направляла в Китай все большее и большее количество войск. Первое время русскими командовал вице-адмирал Евгений Алексеев.
16 мая в Китай прибыли флотилии европейских держав возглавляемые сэром Эдвардом Сеймуром.
26 мая ихэтуани двинулись всеми силами двинулись на Пекин.
10 июня под командованием Евгения Алексеева русские войска направились в Чжили для подавления восстания. В это же время силы европейских держав под руководством Сеймура взяли курс на Пекин, двигаясь вдоль железнодорожных путей и встречая небольшие группы ихэтуаней по пути.
Китайские повстанцы опередили иностранных интервентов, и отправились на осаду Пекина, успев войти в него 11 июня. Осада китайцами Пекина сопровождалась учинением убийств иностранцев и высокопоставленных лиц. К ихэтуаням присоединились китайские войска - они же убили японского советника Сугияму.
Вмешательство правительства
20 июня повстанцы начали осаду посольского квартала в Пекине. Ихэтуани открыли огонь по дипломатическим посольствам, в ходе которого среди солдат и гражданских погиб и немецкий посол Клеменс фон Кеттелер.
21 июня императрица Цыси под горячими патриотическими речами вступилась за ихэтуаньское сопротивление:
"Иностранцы ведут себя агрессивно по отношению к нам, нарушают нашу территориальную целостность, топчут наш народ и забирают силой нашу собственность… К тому же они угнетают наш народ или богохульствуют над нашими богами. Простой народ терпит небывалые притеснения, и каждый из них весьма мстителен. Поэтому отважные последователи-ихэтуани сжигают церкви и убивают христиан"
В Пекине продолжалась борьба. В ночь с 23 на 24 июня по всему городу началась жестокая резня христиан. Эту ночь позже прозвали "Варфоломеевской ночью в Пекине".
26 июня войска Сеймура потерпели поражение, после чего были вынуждены отступить на корабле.
28 июня на по помощь ихэтуаням властью Китая были мобилизованы войска.
Китайская артиллерия 14 июля в провинции Маньчжурия начала вести огонь по Благовещенску. В ответ на это началось над китайским кварталом в благовещенске началась расправа. После русские перешли границу, разбили артиллерийские точки и захватили крепость ХуньЧунь. На границе началось формирование русских добровольческих войск для защиты от китайцев. Но ихэтуаньское сопротивление не успокаивалось и 28 июля вновь начало обстрел все того же Благовещенска, но уже с новых позиций. Русские войска 2 августа перешли в контрнаступление и сумели деблокировать Харбин. На следующий день совместно с силами других коалиций, российским войскам удалось подавить новоявленную артиллерию. Чуть позже в этот же день войска Англии и США под руководством Сеймура, а также русские войска, но уже под командование Николая Линевича, направились к Пекину. Так началась битва за Пекин.
Битва за Пекин
13 августа войска коалиций подошли к Пекину, желая взять его блицкригом. Войска России первыми атаковали столицу, открыв артиллерийский огонь по главным воротам. Прознав об этом, японское командование направило свою армию на прорыв. На следующий день к осаде присоединились войска США и Англии. Американцы попросили помощи у русской артиллерии, а если конкретно: попросили они открыть огонь по северо-западной части стены. Вслед за ними подтянулись и остальные войска коалиции.
Императрица бежала из города, а вслед за ней Пекин покинули и китайские войска, остались лишь небольшие группы сопротивления.
15 августа был начат штурм императорского города. В этот же день российские войска выбили все сопротивление с первела Малый Хинган. 16 августа ихэтуани в Маньчжурии совершили наступление, что позволило им приблизиться к Благовещенску. 28 августа коалиционные силы взяли штурмом дворец императрицы. Теперь Пекин полностью находился под властью коалиций.
Разгром повстанцев
7 сентября ранее сбежавшая императрица Цыси, убедившись в полном разгроме основной силы ихэтуаней, отказалась от всех своих патриотических речей и перешла на сторону коалиций. Ей был отдан приказ на устранение оставшихся групп повстанцев.
Российская империя в октябре полностью оккупировала Маньчжурию, после с китайским правительством Россией был подписан договор о выводе всех китайских войск из области. Началось восстановление железной дороги.
Однако уцелевшие повстанцы сплотились вместе с новыми людьми в "Армию справедливости и честности", которая по разным оценкам насчитывала до 200000 тысяч человек, ее возглавил Ван Хэда. Партизанские бои происходили в основном в провинциях. В начале зимы российской армии удалось окончательно подавить сопротивление, что было принято считать за конец восстания, но небольшие стычки еще продолжались вплоть до 1902 года.
В результате восстания Китайская империя оказалась в очень шатком состоянии, даже более худшем, чем до всей этой эпопеи. Китай заключил варварские соглашения со всей коалицией, по итогу которых страна брала на себя обязательства уплатить контрибуцию в размере 450 миллионов лянь. Причем выплатить их Китай обязывался до 1939 года с ежегодными процентами ( Это не беря в расчет другие обязательства, такие как: запрет на сбор налогов, запрет на религиозные организации, отказаться от оборота боеприпасов для армии и многих других унизительных пунктов).