Найти тему

Испытания системы приводнения

После Краснодара экспедиция перебазировалась на берег Крыма. Там, в Феодосии в январе и в начале февраля 1961 г. были проведены испытания парашютной системы во время приводнений парашютистов-испытателей, поочерёдно одетых в скафандр космонавта (СК-1). Они приводнялись в бухте Золотой Рог. Наш ИЛ-14 взлетал с парашютистом в скафандре СК-1, с уложенными парашютами и НАЗом с военного полигона «Кировское» (в пустынной местности Крыма). Мы — врачи и спасатели — поднимались там же на вертолёте, либо отплывали из военной базы в Феодосии на торпедном катере. Море штормило. Парашютист, спускавшийся на парашюте, после приводнения должен был подгрести к уже отделившейся от НАЗа и надувшейся лодчонке (МЛАС-1 — морская лодка аварийно-спасательная на одного человека) и вползти на неё. Удавалось это не каждый раз.

Наверное, зная об этом, Гагарин, спускаясь на парашюте, завершая первый космический полёт, отрезал пятнадцатиметровый фал, соединявший его с болтающимися под ним НАЗом и МЛАЗом, чтобы стать легче и долететь до берега Волги, а не приводняться в ней. На реке был ледоход, Гагарин мог утонуть, затёртый льдинами.

Запомнился один опасный случай. Спускался на парашюте в море Кир Чернобровкин. Когда он оказался в воде, мы на торпедном катере были уже рядом с ним. Я в непромокаемом спасательном костюме спрыгнул с борта катера в воду рядом с Киром. Как обычно, погрузился с готовой. Вода была довольно холодная. Воротник моего костюма наполнился воздухом и вытащил меня на поверхность. Подплываю к Чернобровкину и вижу, что волны перехлёстывают через него, через закрытое забрало скафандра. А под забралом уже есть вода, попадающая, как потом выяснилось, через дыхательный клапан. Понял я, что надо поддерживать, поднимать шлем скафандра, чтобы вода в нём была ниже подбородка у Кира. Нас быстро вытащили на катер. Всё обошлось. А дыхательный клапан (он расположен под забралом справа) срочно переделали. Плавать в скафандре при любом волнении стало безопасно.

Во время наших испытаний приводнения приятно было видеть ярко-зелёные, травянистые склоны гор (и это в феврале!) рядом с пустынным мрачным городом. Башни венецианской крепости — чёрные громады на фоне дождливых туч. Тысячи скворцов готовились к перелёту в южные страны, а волны Чёрного моря перехлёстывались через ледовые горы, покрывавшие набережную города Феодосия. Там в кафе продавались удивительно аппетитные чебуреки: одна порция — шесть штук! Только что прилетев в Крым, мы этого не знали и заказали по две порции — пришлось мне с Киром и Валерием съесть по 12 штук на каждого. В промозглую погоду это было не так уж трудно.

Феодосия, гостиница «Астория», современный вид. Видна памятная доска о нашем проживании в ней
Феодосия, гостиница «Астория», современный вид. Видна памятная доска о нашем проживании в ней

В Феодосии участники экспедиции жили в гостинице «Астория» на набережной напротив железнодорожного вокзала. В больших комнатах — несколько старых железных кроватей, с блестящими шишечками. По вечерам одни играли в карты, другие — в шахматы.

Тратили в ресторане новенькие рубли, в народе их называли фантики. Они были меньше прежних. Перед командировкой мне выдали пачку в банковской упаковке — 100 р. Это было тогда для меня непривычно много! Не скрою: приятно было (после аспирантской стипендии) вытаскивать из аккуратной пачки новенькие купюры. Но всё же несравнимо более приятным стало то, что мне выдали лётное обмундирование: пилотскую кожаную куртку и из чёрной романовской овчины куртку и штаны, ещё и сапоги с собачьим мехом внутри, меховой шлемофон и кожаные, меховые перчатки (белая каракульча до сих пор не сносилась). В такой одежде я чувствовал себя причастным к авиации и даже к космонавтике.

В то время ещё не было «кораблей науки», оснащённых огромными локаторами: чашами и шарами гигантского размера. Связь с космонавтом была только над территорией СССР. И если бы он приземлился/приводнился ещё где-либо, то найти его было бы нелегко. Главной задачей, естественно, стали бы поиски радиосигналов из радиостанции, спрятанной в НАЗе. Кроме того, должны были бы быть использованы, так называемые, подручные средства. Чтобы поисковая команда обнаружила приводнившегося/приземлившегося космонавта, его НАЗ был снаряжён фаерами, дымовыми шашками и оригинальным зеркальцем.

Фаер — яркий, сверкающий, слепящий (если ты вблизи от него) предназначен для сигнализации ночью и в сумерках. Днём приводнившийся космонавт мог бы использовать дымовую шашку. Багрово-красный дым из неё быстро расширялся бы. Если его несло ветром, то с самолёта была бы видна багровая стрела, остриём указывающая на плавающего космонавта. В безветрии дым довольно быстро распространяется концентрически. И тогда сверху видно огромное красное пятно с космонавтом в его центре. Ещё в НАЗе космонавт мог найти оригинальное зеркальце с прицелом. Если им прицелиться в летящий самолёт, то солнечный лучик-зайчик мог попасть в глаз пилота, и он увидел бы — откуда сверкнул огонёк. Но это только если: светит солнце, и самолёт не так уж далеко, а пилот смотрит в твою сторону. Ещё один сигнал для поисковиков: поверх гермо-оболочки, то есть на скафандр космонавта был надет ярко-оранжевый балахон-комбинезон, называемый «демаскирующей оболочкой скафандра космонавта», чтобы он был заметен на фоне земли, травы, снега и плавающий в воде.

Проектировщики рассчитали, что, если тормозная двигательная установка (ТДУ) космического корабля «Восток-1», толкающая спускаемый аппарат (СА) с космонавтом к Земле, не сработает, то СА затормозится о земную атмосферу, летая 7 суток вокруг нашей планеты. На всякий случай кислорода и питания в «Востоке-1» было припасено на 10 суток. Но приземлиться/приводниться он мог бы в любом месте Земли (за исключением полярных зон). Приводнение было рассчитано почти на любую морскую волну, на долгое плавание, пока не подберут спасатели. Неприятность случилась с Гагариным. Орбита «Востока-1» оказалась на 40 км выше расчётной орбиты. Если бы ТДУ не сработала, не толкнула бы космический корабль в сторону Земли, то торможение об её атмосферу длилось бы куда как дольше — примерно 30 суток; запаса воздуха, воды и еды не хватило бы. Это — гибель космонавта. По счастью ТДУ сработала и вернула Гагарина на Землю.

Во время испытательных парашютных прыжков с приземлением (в Краснодаре) и с приводнением (в Феодосии) не было ситуаций, требующих медицинской помощи парашютистам-испытателям. Сейчас на здании гостиницы, в которой мы жили на берегу Чёрного моря, установлена мемориальная доска.

Памятная доска на фасаде гостиницы «Астория», г. Феодосия
Памятная доска на фасаде гостиницы «Астория», г. Феодосия

Уважаемые читатели понравилась статья, ставьте лайки и подписывайтесь на канал.