05.01.1910-16.07.1937
Честно признаюсь, что не знал доныне этого поэта. Меня поразили первые же строки, попавшиеся на глаза. Легкость слога, краски, напор. Безусловно ярчайший поэт той эпохи, так несправедливо забытый.
Павел Васильев в свои двадцать уехал странствовать по Сибири. Работал матросом, охотником. Был на приисках.
Было что-то романтическое в его порывах. Он публиковался во многих изданиях. Его сравнивали с Есениным. И скорее всего будут сравнивать в будущем, когда Васильев станет еще более известен широкому кругу читателей.
Вполне вероятно, что именно это сравнение сыграло злую шутку. Литературное «руководство» страны не было готово стерпеть еще одного, пусть талантливого, но загульного и скандального поэта. М.Горький написал в своих заметках «Литературные забавы», о том что никто ничего не делает для перевоспитания П.Васильева, о том что если тот хулиганит, то это может быть заразным.
В 1936 году выходит фильм Партийный билет, в котором прообразом антигероя, диверсанта и диссидента является сам поэт. Каково продолжать верить в идеалы свободы личности и творчества и существовать среди подобного окружения, готового растоптать при первой удобной возможности? Причем часто ради того, чтобы выслужиться перед высшими силами. Я не возьмусь осуждать М.Горького за то, что он не раскусил ярчайший талант, не увидел причин всех загулов, душевного состояния. Это трагедия, в первую очередь для самого П.Васильева. И потом уже для русской литературы.
В 1937 году Павла Васильева задержали в третий раз и расстреляли в Лефортовской тюрьме.
К слову: режиссера уволили из Мосфильма сразу же после выхода фильма Партийный билет, несмотря на его успех и на несколько лет отстранили от работы.
В 1932 году произошла встреча с Еленой Вяловой (1909-1989), в 1933 ставшей его женой.
Как член семьи изменника родины она так же была осуждена и арестована в 1938 году, после чего провела 5 лет в лагерях.
В 1956 году решением верховного суда СССР П.Васильев и Елена Вялова были полностью реабилитированы.
По заявлению Елены Вяловой была образована Комиссия по литературному наследию П.Васильева и благодаря ей многое, известное об этом замечательном поэте, нам сейчас доступно.
***
Я тебя, моя забава,
Полюбил, - не прекословь.
У меня дурная слава,
У тебя - дурная кровь.
Медь в моих кудрях и пепел,
Ты черна, черна, черна.
Я ещё ни разу не пил
Глаз таких, глухих до дна,
Не встречал нигде такого
Полнолунного огня.
Там, у берега родного,
Ждёт меня моя родня:
На болотной кочке филин,
Три совёнка, две сестры,
Конь - горячим ветром взмылен,
На кукане осетры,
Яблоновый день со смехом,
Разрумяненный, и брат,
И в подбитой лисьим мехом
Красной шапке конокрад.
Край мой ветренен и светел.
Может быть, желаешь ты
Над собой услышать ветер
Ярости и простоты?
Берегись, ведь ты не дома
И не в дружеском кругу.
Тропы все мне здесь знакомы:
Заведу и убегу.
Есть в округе непутёвой
Свой обман и свой обвес.
Только здесь затейник новый -
Не ручной учёный бес.
Не ясны ль мои побудки?
Есть ли толк в моей родне?
Вся округа дует в дудки,
Помогает в ловле мне.
***
Не знаю, близко ль, далеко ль, не знаю,
В какой стране и при луне какой,
Весёлая, забытая, родная,
Звучала ты, как песня за рекой.
Мёд вечеров - он горестней отравы,
Глаза твои - в них пролетает дым,
Что бабы в церкви - кланяются травы
Перед тобой поклоном поясным.
Не мной ли на слова твои простые
Отыскан будет отзвук дорогой?
Так в сказках наших в воды колдовские
Ныряет гусь за золотой серьгой.
Мой голос чист, он по тебе томится
И для тебя окидывает высь.
Взмахни руками, обернись синицей
И щучьим повелением явись!