Найти тему
Strandtenger

Фридрих II. Часть 3. Корона Римской империи

Начало истории – здесь

Предыдущий кусочек истории – здесь

16 июля 1216 года умер Иннокентий III. Очень быстро – за два дня был избран новый папа – давешний воспитатель Фридриха кардинал Ченчио Савелли. Он принял тронное имя Гонорий III.

Несмотря на давнее и близкое знакомство, отношения у Фридриха с Гонорием вскоре испортились.

Ещё в 1212 году молодой король обещал папе Иннокентию III при первой возможности отправиться в Заморье, в Крестовый поход. Но других проблем хватало, надо же было сначала закрепиться у власти. Кроме того и сам Иннокентий – вроде бы как новый Крестовый поход готовил, но шло это дело медленно и трудно. Тем более что многие потенциальные крестоносцы были на тот момент сильно заняты – ещё не закончился так называемый Альбигойский крестовый поход против обосновавшихся в графстве Тулузском еретиков-катаров.

Но всё-таки Пятый крестовый собрался, уже при новом Папе Гонории. Август 1217-го.

Пора было исполнять обещание.

Фридрих только-только оправился от проблем с Оттоном, только-только наладил отношения с германскими герцогами, только-только укрепился по-настоящему на германском троне. Ещё финансы надо в порядок привести. Ну никак.

Это первое.

Второе.

Тоже в какой-то степени связано с подготовкой к Крестовому походу.

Фридрих, хотя ему и было на тот момент всего двадцать два, задумался о наследнике. Связано с Крестовым походом в том смысле, что в Заморье нужно будет воевать, а там – мало ли что может случиться.

Наследник-то у Фридриха был, но на Сицилии. Чуть что – германские герцоги сочтут германский трон вакантным.

Поэтому шестилетний Генрих был перевезён в Германию. Для начала он получил там титул герцога Швабии – родовых владений Гогенштауфенов.

Но Сицилия осталась без короля.

Ну что делать, Фридрих снова стал именоваться королём Сицилии.

Один человек – король Германии и Сицилии. Как раз то, что жутко не нравилось папам римским. Гонорий в ярости. Отношения грозили испортиться вконец.

В 1216 году началась война за Шампанское наследство. Шампанью на тот момент правила Бланка Наваррская, вдова Тибо III, от имени их маленького сына Тибо IV. А их родственница Филиппа и её муж Эрард Бриеннский предъявили на Шампань свои права, вторглись в графство с армией и подняли на мятеж местных сеньоров.

Папа римский и король Франции поддержали Бланку Наваррскую.

Это тянулось два года, так и непонятно, чем закончится. Фридрих решил в этой заварушке тоже поучаствовать. Сначала захватил город Росхейм, владение поддерживавшего Филиппу герцога Лотарингского. Потом совместно с войском Бланки Наваррской осадил замок Аманс.

Ну не то чтобы невесть какие подвиги, но всё-таки выступил в союзе не только с Бланкой и даже не только с королём Франции, но и с папой римским. Вроде как частично реабилитировался.

И ещё раз реабилитировался.

Отказался от германской короны.

Понятное дело, в пользу сына Генриха. Реально там девятилетний Генрих Германией правил или только числился королём – дело десятое. Пожелание Папы римского исполнено.

Папа, правда, не сильно этому обрадовался и Генриха VII королём Германии не признал. Вот хотели же как лучше вроде бы.

Это апрель 1220-го.

Сразу после съезда во Франкфурте, где, собственно, избрание нового короля и происходило, Фридрих отправился в Рим.

Как уж он там с папой Гонорием, своим бывшим воспитателем, договаривался, что ему обещал. Но папа смягчился, они в общем и целом примирились.

22 ноября 1220 года папа короновал Фридриха короной Императора Священной Римской империи германской нации.

-2

При этом Генрих был признан королём Германии, хотя, конечно, высшая-то власть – у Фридриха. Впрочем, это оказалось довольно сложно – и за Сицилийским королевством смотреть, и за Германией. И одновременно к Крестовому походу готовиться.

Кроме всего прочего, Фридрих обещал Гонорию лично отправиться в Крестовый поход.

Ну нельзя сказать, чтобы просто так, слова на ветер.

Но всё-таки серьёзные люди к экспедиции в Заморье серьёзно готовятся. Материально-техническое обеспечение, однако, необходимо и неслабое. Плюс к тому, ввиду предстоящего долгого отсутствия желательно все домашние дела как-то упорядочить. А Фридрих не был в Сицилийском королевстве восемь лет!

В общем, новоиспечённый император дал папе обещание в ноябре 1220, а летом 1221 оперировавшая в Египте христианская армия была уже полностью разгромлена.

Если присоединяться к уже ведущемуся Крестовому походу, то – поздно.

Если затевать новый – получается, что особенно спешить некуда.

В целом Пятый крестовый поход был безобразно организован, а закончился так и вообще позорно.

По вине комиссара.

Противоречия между военными лидерами похода, обиды друг на друга, несогласованность действий – это ещё так, цветочки. Это не помешало более-менее успешно вторгнуться в Египет и осадить стратегически важный город Дамиетту.

Каковую Дамиетту султан Египетский тут же предложил обменять на Иерусалим. И разойтись мирно, подобру-поздорову. Цель похода была бы достигнута, крестоносцы – по домам, со славой и доблестью.

Так нет же. Папский легат, кардинал Пелагио Гальвани (Пайо Гальвау), требовал войны до победного конца, чуть ли не до уничтожения мусульманства как класса.

Не все вожди похода были с этим согласны, но поди-ка поспорь с папским легатом. Двинулись, значит, завоёвывать Каир, попали в ловушку, и дело закончилось полным разгромом.

Во всём виноват оказался, конечно, Фридрих.

Появись он чудесным образом в окрестностях Дамиетты во главе огромной и, главное, хорошо организованной армии, всё было бы по-другому. Была ли у Фридриха на тот момент такая армия – никого особенно не заботило. Виноват и всё.

Не комиссара же обвинять, то бишь папского легата.

Продолжение следует