Найти в Дзене

Обезьяны атакуют: мир Стругацких в реальности.

Удивительно, как иногда бывает. Я не поклонник творчества братьев Стругацких, но как раз сейчас читаю их книгу "Град обреченный", написанную в 1972 году. И, листая новостную ленту, удивилась совпадению событий - нападений обезьян на город.

Так, в наши дни оголодавшие из-за пандемии обезьяны бросились на улицы города Лопбури в Тайланде. Макаки начали вести себя агрессивно: нападают на людей, грабят лавки и магазины. Жители страдают от запаха животных и экскрементов, оставляемых обезьянами повсюду. Полиция не может справиться со сложившейся ситуацией.

А что же я прочла в книге? Андрей Воронин (главный герой) наблюдает за вторжением обезьян в свой город. Сначала люди принимают напавших на них обезьян за чудовищ, однако вскоре понимают:

...Это были обезьяны. Очень крупные, очень волосатые, очень свирепые на вид, но не дьяволы и не привидения, а всего лишь обезьяны. Андрея обдало жаром от стыда и облегчения, и в ту же секунду что-то тяжелое и твердое ахнуло его прямо по уху, да так, что другим ухом он жахнулся о крышу кабины.
— Все по машинам! — взревел где-то впереди властный голос. — Прекратить панику! Это павианы! Ничего страшного! По машинам и задний ход!…
Это были павианы.
Это были павианы.
— Вы понимаете, что обезьяны идут на город? — спросил Дональд.
— Ну и что? — растерялся Андрей.
— Действительно — ну и что? — сказал Дональд и неприятно рассмеялся.
Обезьяны уже были в городе. Они носились по карнизам, гроздьями висели на фонарных столбах, жуткими косматыми толпами плясали на перекрестках, липли к окнам, швырялись булыжниками, вывороченными из мостовой, гонялись за обезумевшими людьми, которые в одном белье выскочили на улицу.
Несколько раз Дональд останавливал машину, чтобы взять в кузов беженцев.[...] Одно время перед грузовиком мчалась галопом осатаневшая лошадь, запряженная в телегу, а в телеге приседал и раскачивался, размахивал волосатыми ручищами и пронзительно вопил здоровенный серебристый павиан. Андрей видел, как телега с треском врезалась в фонарный столб, лошадь с оборванными постромками понеслась дальше, а павиан лихо перелетел на ближайшую водосточную трубу и исчез на крыше.
На площади перед мэрией кипела паника. Подъезжали и отъезжали автомобили, бегали полицейские, бродили потерянные люди в исподнем, у подъезда какого-то чиновника прижали к стене, требовательно кричали на него, а он отпихивался тростью и отмахивался портфелем.
— Бардак, — сказал Дональд и выпрыгнул из машины.

Затем герои формируют добровольческий отряд и идут разгонять животных. И что?! Удалось ли им навести на улицах порядок? Напоминаю, ведь в реальности представители власти в лице полицейских лишь расписались в своём бессилии.

Да ничего подобного, справиться в романе фантастов с животными не представлялось возможным. Поэтому Изя Кацман предполагает, что вскоре ситуация разрешится следующим образом:

— А теперь представь, что во вверенном тебе городе появляются бесчисленные стада павианов. Изгнать ты их не можешь — кишка тонка. Кормить их централизованно ты тоже не можешь — не хватает жратвы, резервов. Павианы попрошайничают на улицах — вопиющий беспорядок: у нас нет и не может быть попрошаек! Павианы гадят, за собой не убирают, и никто за ними убирать не намерен. Какой отсюда напрашивается вывод?
— Ну, уж во всяком случае, не ошейники надевать, — сказал Андрей.
— Правильно! — сказал Изя с одобрением. — Конечно, не ошейники надевать. Первый же напрашивающийся деловой вывод: скрыть существование павианов. Сделать вид, что их вовсе нету. Но это, к сожалению, тоже невозможно. Их слишком много, а правление у нас пока еще до отвращения демократическое. И вот тут появляется блестящая в своей просторе идея: упорядочить присутствие павианов! Хаос, безобразие узаконить и сделать таким образом элементом стройного порядка, присущего правлению нашего доброго мэра! Вместо нищенствующих и хулиганящих стад и шаек — милые домашние животные. Мы же все любим животных.

А другой персонаж, Кэнси, укушенный павианом, рассказывает позже, как реализуется то, что предполагал смышленный Изя:

— Приказ номер пятьсот семь. Всех павианов перерегистрировать и снабдить ошейником с номером. Завтра будем раздавать их населению. Ну, мы штук двадцать окольцевали, а остальных перегнали на соседний участок, пусть там разбираются...

Вот так вот! Ну что, будем ждать, пока обезьян возьмет под свое крыло какая-нибудь организация? Или и впрямь грядет перепись обезьян, назначат ответственных и вновь воцарится мир и порядок на тайской земле? Как вы думаете, правы ли фантасты в этот раз? Или не быть Стругацким предсказателями, в отличие от Жюля Верна?