Найти тему
Romanist Music Blog 🎧 Блог о музыке

Песни музыкантов, в которых напрямую упоминаются другие музыканты

Оглавление

Абсолютно нередки те случаи в мировой музыке, когда по тем или иным причинам музыканты в тексте своей песни отсылаются к другим музыкантам. Обычно это происходит в виде абстракции, то есть неявно и понять, о ком сочинены строчки бывает проблематично, а сам музыкант не даёт нам ответа. Но также хватает и других песен, в которых как раз таки их коллеги по сцене упоминаются напрямую. Пять таких случаев, пришедших мне в голову, я и хочу разобрать сегодня. Давайте начнём!

Kraftwerk – «Trans-Europa Express»

(упоминаются Дэвид Боуи и Игги Поп)

«From station to station, back to Düsseldorf City, Meet Iggy Pop and David Bowie».

1977 год – год взаимных референсов легендарных немецких пионеров электронной музыки Kraftwerk и не менее легендарного британского хамелеона любого жанра Дэвида Боуи. История их знакомства весьма любопытна. В середине 70-х Боуи всерьёз заинтересовался немецкой музыкой, в частности краут-роком и творчеством Kraftwerk, рассказывая об этом во многих интервью тех лет. В 1976 году музыканты познакомились в Дюссельдорфе, где Дэвид тогда давал концерт в рамках своего европейского турне.

Боуи тогда говорил, что не слушал в машине ничего, кроме альбома «Autobahn». А одетым в исключительно прекрасные костюмы участникам группы Kraftwerk, в особенности Ральфу Хюттеру и Флориану Шнайдеру, такое внимание Боуи крайне льстило. Поэтому в их одноимённый альбом, посвящённый железнодорожным путешествиям, и вошла та самая композиция, в которой присутствуют ставшие уже легендарными строчки, отсылающие одновременно и к их встрече с Боуи и его тогдашним постоянным компаньоном Игги Попом, и к альбому Дэвида 1976 года, на котором влияние немецкой музыки сыграло решающую роль. Позже и сам Боуи вспомнил о Флориане в рамках своего альбома «Heroes», выпустив трек «V–2 Schneider».

New Radicals – «You Get What You Give»

(Бек, группа Hanson, Кортни Лав, Мэрилин Мэнсон)

солист New Radicals Грегг Александер.
солист New Radicals Грегг Александер.
«Fashion shoots with Beck and Hanson, Courtney Love and Marilyn Manson. You're all fakes, run to your mansions, come around, we'll kick your ass in».

В своё время данный хит достаточно громко пошумел в рок-чартах и стал большим успехом группы, которая не смогла протянуть дольше, чем на один альбом. К сожалению. Впоследствии Грегг Александер стал достаточно известным сонграйтером для различных артистов, но сам статус рок-звезды оказался не в состоянии потянуть.

Понятное дело, что помимо достаточно цепляющих хуков и лирической темы, в которой затрагивается призыв быть собой настоящим, а не строить из себя непонятно кого, песня заострила на себя внимание из-за упоминания уже ставших достаточно известными артистов, некоторые из которых своим поведением на сцене и за её пределами обращали на себя внимание. Именно поэтому, по общему мнению, под прицел Грегга и попали такие знаковые личности, как Мэрилин Мэнсон и Кортни Лав, которых он называл «фейками» и приготовился при встрече «надрать им зад». Такой неофициальный дисс получился. Что интересно, ничего против указанных знаменитостей Александер не имел, основной его идеей было то, станут ли масс-медиа больше обращать внимание именно на эти строчки, чем на общий посыл песни. Как выяснилось, он не ошибся и история получила некоторый резонанс. Например, сам Мэнсон говорил, что недоволен тем, что Грегг использовал его в одном предложении с Кортни Лав и при встрече пообещал сам научить его хорошим манерам. Но вроде как всё обошлось и все живы-здоровы.

Deep Purple – «Smoke on the Water»

(Фрэнк Заппа и его группа The Mothers)

-3
«Frank Zappa and the Mothers, were at the best place around. But some stupid with a flare gun burned the place to the ground».

Я очень сомневаюсь в паре вещей: на свете нет людей, которые не слышали песню «Smoke on the Water» и практически не сомневаюсь в том, что слушатели знают и историю, благодаря которой она родилась. Как и строчки о знаменитом гитаристе–импровизаторе Фрэнке Заппе. Поэтому вкратце.

В декабре 1971 года Deep Purple оказались в швейцарском Монтрё для записи песен своего будущего альбома. Решено было арендовать передвижную студию группы The Rolling Stones, а в качестве помещения использовать целое местное казино. 4 декабря в этом казино с концертом выступала группа Фрэнка Заппы и где-то через час после его начала (Deep Purple, разумеется, были в качестве зрителей) какой-то очень странный тип решил выстрелить из принесённой с собой огневой ракетницы. Пламя из потолка очень быстро заполонило всё помещение, в результате чего всем музыкантам и зрителям срочно пришлось спасаться бегством. Казино сгорело дотла. Позже Роджер Гловер стал развивать идею, которая крутилась у него в голове и так на свет и родилась знаменитая нетленка, которой скоро уже 50 лет от роду, а она всё также крайне популярна.

LCD Soundsystem – «Losing My Edge»

(да кто там вообще не упоминается?)

-4
«I hear everybody that you know is more relevant than everybody that I know. But have you seen my records? This Heat, Pere Ubu, Outsiders, Nation of Ulysses, Mars, The Trojans, The Black Dice, Todd Terry, the Germs, Section 25, Althea and Donna, Sexual harassment, a-ha, Pere Ubu, Dorothy Ashby, PIL, the Fania All-Stars, the Bar-Kays, the Human League, the Normal, Lou Reed, Scott Walker, Monks, Niagra, Joy Division, Lower 48, the Association, Sun Ra, Scientists, Royal Trux, 10cc, Eric B. and Rakim, Index, Basic Channel, Soulsonic Force ("just hit me"!), Juan Atkins, David Axelrod, Electric Prunes, Gil! Scott! Heron!, the Slits, Faust, Mantronix, Pharaoh Sanders and the Fire Engines, the Swans, the Soft Cell, the Sonics, the Sonics, the Sonics, the Sonics».

Из строчек этого трека можно себе целый новый плейлист насобирать, скажу я вам. По крайней мере я периодически так и делаю, когда не знаю, с чем бы мне ещё познакомиться. Спасибо следует сказать креативно настроенному идеологу группы Джеймсу Мёрфи. Давайте об истории немного.

Мёрфи рассказывает: в своё время он был диджеем и играл такую музыку, как Can, Liquid Liquid, ESG. И однажды он почувствовал, что больше может быть не востребован, поскольку услышал у других диджеев те же самые композиции, что играл он сам. Ему показалось, что кто-то проник в его собственное сознание для того, чтобы черпать для себя идеи. Вероятно именно отсюда и родилась мысль создать персонажа, который якобы имел отношение ко многим ключевым событиям музыкального мира (первый концерт Can или появление образа Капитана Бифхарта). Всех упоминаний тут действительно без внимательного чтения монотонного текста просто не уловишь (например в аннотации к данному пункту я привёл внушительный список из артистов, находящихся в коллекции музыки главного героя), но трек достаточно интересный.

Нил Янг – Hey Hey, My My (Into the Black)

(Элвис Пресли и, возможно, Джонни Роттен)

-5
«The king is gone but he's not forgotten. This is the story of Johnny Rotten It's better to burn out 'cause rust never sleeps. The king is gone but he's not forgotten».

В 1979 году известный заокеанский музыкальный экспериментатор Нил Янг решил попробовать себя в любопытном сотрудничестве с группой Devo и непосредственно её фронтменом Марком Мазерсбо. Именно так и появились строчки из песни и его лайв-альбома «rust never sleeps». Судя по всему, очередное британское вторжение, на этот раз панк-музыки было с одобрением встречено Янгом, а тут ещё и Элвис не так давно покинул этот мир. Вероятно отсюда и родились строчки «король ушёл, но он не забыт. Это история о Джонни Роттене. Лучше сгореть, чем заржаветь. Король ушёл, но он не забыт».

Вообще, пройдясь по западным интернет-ресурсам, я стал больше уверен в том, что Джонни Роттен – это не более чем удачно подобранная рифма к слову forgotten. То ли дело идущая в начале строчка «рок-н-ролл никогда не умрёт». Совершенно очевидно, что это прямая отсылка к Элвису Пресли, чьё прозвище и есть король рок-н-ролла. Вот такой он этот Нил Янг. Сильный сонграйтер вне всякого времени. На альбоме представлены две версии этой песни: акустическая и более традиционная.

Продолжение можно увидеть здесь

А если хотите почитать о чём-нибудь ещё, то ниже ссылочки:

Ремиксы песен, ставшие известней оригинальных версий

Известные песни, ошибочно присвоенные другим исполнителям (часть первая, часть вторая, часть третья)

Лучшие песни, завершающие альбом (часть первая)

Спасибо за прочтение статьи до конца. Буду признателен, если оцените данную публикацию пальцем вверх, репостом в соцсетях, а также оставите комментарий. Дополнительным плюсом будет для вас подписка на мой канал, новые интересные статьи появляются здесь регулярно.

#музыка #ностальгия #хиты #музыканты #интересные факты