Аркадий и Борис Стругацкие в 60-80-е годы ХХ века были не только популярнейшими писателями-фантастами, книги которых увлекали как подростков, так и взрослых людей. Они были властителями дум той тонкой прослойки советского общества, который назывался интеллигенцией. Эти люди видели в книгах Стругацких не только увлекательное чтение и хорошую литературу, но и глубокие философские смыслы, скрытые за внешне доступной фабулой.
В творчестве Стругацких большое место занимает тема освоения Космоса. Описывая будущее, писатели создали удивительно привлекательный образ коммунистического общества, в котором торжествуют товарищество и гуманизм ("Полдень, XXII век"), а также антиутопии, где показали общества, раздираемые внутренними противоречиями, населенные преимущественно агрессивным тупым быдлом, над которыми стоят беспринципные, жестокие правители, что закономерно доводит до катастрофы.
Разумеется, эти ужасные общества находятся на других планетах, а светлые и благородные земляне пытаются помочь людям, живущим в них. ("Трудно быть богом", "Обитаемый остров" и т.д.).
На этом фоне отчетливо звучит проблема межкультурного вмешательства. Разумеется, на самом деле она отнюдь не космическая, а вполне себе земная. Насколько оправдано прогрессорство? Куда ведут благие намерения? И, конечно, вечный вопрос - стоит ли мировая гармония хотя бы одной слезинки одного замученного ребенка?
Это важные философские вопросы, и Стругацкие не давали на них однозначные ответы, а заставляли читателей задуматься и самим сделать вывод. Если в первых работах еще чувствуется традиционная советская назидательность, и герои книг Стругацких совершенно кристальны и уверены в своей правоте, то в книгах 70-х годов герои рефлексируют и сомневаются. Это люди, находящиеся на перепутье, перед выбором. По сути - экзистенциальные персонажи.
С благими намерениями вмешиваясь в жизнь чужих цивилизаций и меняя естественных ход их развития, прогрессоры приводят эти общества только к бОльшим проблемам и даже ставят их на грань гибели. Размышляя на эту тему, Стругацкие показали, что социальные эксперименты могут закончиться трагически. Люди, достигшие определенных высот в своем развитии, неизбежно утверждаются в мысли, что их путь верный (раз привел к таким успехам) и при виде обществ, погрязших в дикости, хотят помочь им скорее выйти из такого состояния и тоже подняться до высот, каких достигли они сами.
И тут Стругацкие говорят: СТОП! Это чревато. Это самонадеянность. По сути, речь идет об этноцентризме.
Описывая различные варианты обществ, находящихся на самых разных этапах своего развития, Стругацкие каждый раз так или иначе говорят о том, как внешний диктат унифицирует людей, нивелирует личность, стремится выстроить всех в одну шеренгу. Эта потеря своей личности, отсутствие самостоятельного мышления, жизнь по шаблону и есть самое страшное. Социальный контроль, вышедший за рамки морального регулирования общественной жизни, неизбежно приводит к авторитаризму.
Удивительно, но в каждой книге Стругацких есть философская подоплека. Поэтому их произведения актуальны всегда. Философский смысл, изложенный в них, не устареет никогда, и всегда будет заставлять читатей задумываться. Что касается сюжетов и внешней атрибутики этих книг, то они принадлежат своей эпохе, и сейчас уже ветшают.
Читайте еще на моем канале:
Как мы себя определяем через еду: еда как культурный феномен
Можно ли назвать философом Леонардо да Винчи?
Из блога мужа:
Кина пока не будет (но потом все устаканится)