Найти тему

Жесты, ракурсы, композиции

Как же все это связано в изобразительном искусстве?

В предыдущих выпусках канала я показал, как используя плоские шаблоны, можно изображать фигуры в разнообразных сложных движениях.

Если внимательно рассмотреть все представленные там примеры, то вы увидите, что все фигуры движутся, как бы опираясь на воображаемую горизонтальную линию.

На обложке этого выпуска показан, может быть, самый известный образец древнегреческой краснофигурной вазописи. На нем изображены три разных персонажа: мужчина, юноша и мальчик. Все они указывают вверх на летящую над их головами ласточку.

Для чего же я здесь об этом вспомнил и привел эту репродукцию? Дело в том, что с помощью моих шаблонов, в принципе, можно было бы воспроизвести подобную сцену. Правда, для полного сходства потребовались бы некоторые дополнения. Какие именно, мы сейчас будем разбираться.

Сразу понятно, что в шаблонах не хватает указательного жеста.

Затем мы видим, что фигуры не только разного возраста, но и разного размера. Это собственно, и указывает на возраст, а также то, что самый старший с - бородой. Но о пропорциональных возрастных изменениях греческие художники тогда еще не заботились, поэтому и мы можем просто механически изменить размеры шаблонов на компьютере и создать три разные фигуры. Вырезать и приклеить прическу, а кому надо - еще и бороду - тоже проблема небольшая. Кроме того, можно вырезать силуэты одежд и греческих стульев. Но для того, чтобы не возникало путаницы, все эти атрибуты лучше вырезать не из белой бумаги, а из разных оттенков серой.

Воспроизвести движения юноши и мальчика тоже совсем нетрудно: один сидит в профиль, другой стоит в три четверти. Мужчина, в отличие от них, выполняет экстремальный поворот: от трех четвертей влево к трем четвертям вправо и еще разворачивает голову вправо в профиль и запрокидывает вверх. Можно ли склеить что-то подобное из вырезанных деталей шаблона? - Легко!

Единственное, чего пока не стоит делать, это обводить аппликации контурами. Просто потому, что это силуэтная графика, а на вазе - силуэтно-контурная. Без контуров, к сожалению, возникнет путаница с движениями рук мужчины и мальчика. Значит, придется менять движения рук. Ну что же, это хороший повод создать оригинальную версию древнего сюжета!

Посмотрим теперь на стопы персонажей. Некоторые из них полностью опираются на горизонтальную линию (на вазе она не воображаемая, а настоящая). Другие стопы приподняты и опираются только на пальцы. Такие силуэты стоп есть в шаблонах. Но речь теперь уже не об этом, а о композиции. Этот способ размещения фигур на плоскости, возможно, самый древний. И такие композиции принято называть фризовыми. Фриз это полоса над колоннами древнегреческого храма, где часто размещались рельефные орнаменты или мифологические сцены. Впрочем, такой тип композиции очень характерен и для детского изобразительного творчества, а также для современных произведений монументального и декоративного искусства.

В искусстве Древнего Египта фризовое расположение фигур было, вероятно, единственным возможным вариантом. Однако нашелся способ, позволяющий как-то усложнить и обогатить и такое изображение. Египтяне изобрели ярусную композицию. И греки ее тоже, разумеется, использовали.

Древнеегипетская фреска. Здесь царь с царицей и вельможами - в верхнем ярусе, а музыканты и танцоры - в нижнем. Обратите внимание на стопы сидящих музыкантов.
Древнеегипетская фреска. Здесь царь с царицей и вельможами - в верхнем ярусе, а музыканты и танцоры - в нижнем. Обратите внимание на стопы сидящих музыкантов.

На современный вкус такой подход выглядит достаточно жестким или даже примитивным. Он, конечно, очень надежен, проверен веками. Но уже вазописцы чувствовали, что чего-то не хватает. Поэтому они изобрели другой, более сложный и интересный способ расположения фигур.

Кратер из Орвието. Аргонавты. Фрагмент
Кратер из Орвието. Аргонавты. Фрагмент

Придумано очень остроумно. Вместо построения ярусов художник свободно изгибающейся линией изобразил нечто вроде холмов и на них (на разных уровнях) расставил своих героев. Внизу, конечно, лежащая фигура, как на старых коллективных фотографиях. Но обратите внимание: вместе с изменением композиционного строя появились стопы в разных ракурсах. Бедра и голени изображаются не только в профиль, но также из вида спереди.

Но, по-видимому, автор еще не вполне осознал все свойства пространства, построенного им : свешивающаяся вниз нога сидящего на возвышении юноши перекрывает ноги лежащего, хотя он по всем признакам должен располагаться на первом плане.

На следующей иллюстрации явно заметен очередной шаг композиционной эволюции. Мастер обходится уже без нарисованных холмов, и зритель, наверное, уже научился понимать, что персонажи, расположенные на разных уровнях выше линии "земли" вовсе не летают по воздуху, а твердо опираются на эту самую землю ногами. Землей, собственно становится весь фон; по нему, кстати, разбросаны камни, и воины их подбирают и швыряют друг в друга (или враг во врага). Как назвать такой тип расположения фигур? Я думаю, что лучше всего подходит название "многоплановая композиция".

Роспись амфоры с острова Мелоса. Гигантомахия.Фрагмент
Роспись амфоры с острова Мелоса. Гигантомахия.Фрагмент

Здесь тоже надо обратить на внимание на ракурсные нововведения.

Внизу справа коленом о "линейную землю" опирается воин, развернутый к нам грудью. Его голень, сгибаясь, сокращается в ракурсе и завершается стопой, опирающейся на ту же линию, что и колено. Это явно смелое и удачное нововведение. Слева мы видим очень похожую фигуру, только развернутую к нам спиной. Однако художник, без особых сомнений "приклеивает" этой фигуре точно такую же "модную", согнутую в колене ногу. Тут даже Пикассо бы призадумался. Но покупатель, скорее всего, подвоха не заметил, как и сам художник. Спецэффект сработал безотказно!

Исходя из этих исторических уроков, добавим еще один шаблон для жестов и ракурсов и два - для атрибутов.

Дополнительные элементы для изображения конечностей силуэтной фигуры
Дополнительные элементы для изображения конечностей силуэтной фигуры
Спортивные, балетные, цирковые атрибуты
Спортивные, балетные, цирковые атрибуты
Древнегреческие атрибуты
Древнегреческие атрибуты

Теперь посмотрим, что изменится в фигурах и сценах с появлением новых элементов.

Полководец и адъютант. Адъютант: «Генералы в растерянности…». Полководец: «Немедленно атаковать левым флангом!»
Полководец и адъютант. Адъютант: «Генералы в растерянности…». Полководец: «Немедленно атаковать левым флангом!»

Фигуры стоят не на линии, а на поверхности земли. Кроме того, у них появилось еще одно интересное свойство. В силуэтной графике вообще-то трудно различить, стоит фигура к нам лицом или спиной, но здесь их не перепутаешь, даже если убрать линии разметки.

Та же сцена без разметки
Та же сцена без разметки

Балет
Балет

Я уже показывал силуэт фигуры с балетным движением, здесь движения более причудливые.

Битва
Битва

А вот и сцена битвы греков с... греками. Шлемы у них одинаковые, наверное, это просто учения. Я не стал рисковать и сгибать колено в ракурсе :)

Фигурное катание
Фигурное катание

На сегодня все. Как говорят продвинутые блогеры, ставьте лайки, подписывайтесь на канал.

-

Иллюстрация на обложке: Пелика с изображением первой ласточки. Гос. Эрмитаж