Найти в Дзене
УЕЗДНЫЕ ЗАМЕТКИ

Монорельс Уралмашзавода в окрестностях Свердловска

Почти 79 лет назад идея монорельсовой дороги в окрестностях Свердловска была воплощена в жизнь достаточно быстро.

И это был не монорельс от Верхней Пышмы до города, который отложили в стол ещё 9 лет назад[2], а монорельсовая дорога глубоко в лесах у поселка Красный.

Воон там на карте! Более 24 км только до самого Красного только по Уралмашевской железной дороге
Воон там на карте! Более 24 км только до самого Красного только по Уралмашевской железной дороге

Дело в том, что в годы Великой отечественной войны один из участков лесозаготовок Уралмашзавода был выделен в окрестностях пос. Красный.

Участки старых и новых вырубок у пос. Красный на карте 1970-1980-х гг.
Участки старых и новых вырубок у пос. Красный на карте 1970-1980-х гг.

Заводу был дан участок № 13.

В то время до Красного была проложена ещё в 1930-е годы Уралмашевская железная дорога. Для быстрой перевозки заготовленного леса вдали от посёлка было принято интересное инженерное решение - сделать монорельсовую дорогу.

Сначала производилась перегрузка бревен на грузовые вагоны, потом лес доставляли на станцию поселения и уже потом по железной дороге везли его на Уралмашзавод.

Уникальные фотографии из музея Уралмашзавода были недавно опубликованы Сергеем Степановичем Агеевым.

Монорельсовая дорога
Монорельсовая дорога

По воспоминаниям В.Д. Тарахтия, "на этой уникальной дороге использовалось 5 самых обычных мотовозов, немного переделанных мотовозов: у них заменили тележки и по бокам прикрепили генераторы. "Вагоны" представляли собой деревянные короба с полками по бокам. На эти "полки" укладывалось обычно по 5-6 бревен длиной 6-9 м. в зависимости от длины "вагона" [1].

Состав в пути!
Состав в пути!

В каждом составе было от 7 до 10 вагонов; каждый состав мог отвезти до поселка до 100-120 брёвен за один рейс.

На конечной станции
На конечной станции

По окончании войны лесоматериал на участке был исчерпан и монорельсовую дорогу разобрали.

Также читатель может ознакомиться с рассказом о кинофильмах, которые снимали на знаменитой Уралмашевской железной дороге!

Ссылки:

1) Агеев С.С. Неизвестный Уралмаш. История и судьбы: 1933-2003. Екатеринбург: Уральское литературное агентство, 2003.

2) УГМК представили проект монорельса до Пышмы // Деловой квартал. 15.04.2011

-6