Найти тему
О Москве нескучно

Как уничтожали один из самых любимых трамвайных маршрутов москвичей?

Оглавление

Правда ли, что этот маршрут один из самых старых в Москве? Какой была его трасса следования изначально, и почему её так часто меняли? Как в #ссср появился 23 маршрут, который многие помнят до сих пор? И по какой причине его потребовалось уничтожить, оставив лишь половину? Об этом и не только расскажу сегодня.

Соединяя противоположности

Трамвайный маршрут №23 один из самых старых из ныне действующих в Москве. Он начал ходить ещё в 1909 году. Правда тогда его трасса имела мало общего с той, которую запомнили большинство жителей столицы. Первоначально 23-й следовал от Лубянской площади до Рогожской заставы. За несколько последующих лет маршрут неоднократно продлевали на юго-запад. Пока в 1913 он не дошёл до Новодевичьего монастыря.

Не помешала даже непродолжительная отмена трамвая в 1912 году. Некоторые говорили, что уж слишком разные части города он соединял: интеллигентный медицинский городок на Большой Пироговской и рабочую окраину на юго-востоке города. Поэтому маршрут решили убрать.

Трамвай на Большой Пироговской улице, не факт, что это именно 23, но он ходил здесь, 1913.
Трамвай на Большой Пироговской улице, не факт, что это именно 23, но он ходил здесь, 1913.

Однако его быстро вернули. Но трасса следования стала немного другой. Трамвай теперь ходил от Крестьянской заставы до Царицынской площади. Так в то время называли перекрёсток современных Малой Пироговской улицы и 1-го Архивного переулка. В разгар Первой Мировой войны, в 1916 году, #трамвай №23 снова отменили. На этот раз возвращения на московские улицы пришлось ждать долго - целых 11 лет.

Долгая дорога к любимому маршруту

Вспомнили о нём лишь в 1927 году, когда в Москве активно расширяли трамвайную сеть. Новая трасса пролегала от Кудринской площади до Павелецкого вокзала через Бульварное кольцо. Вообще, маршрут именно этого трамвая менялся с завидной регулярностью. Особенно в 1930-х. Сначала он ходил от Ваганьковского кладбища до Лефортовского вала, потом до Покровских ворот.

Трамвай №23 у станции метро "Сокол", 1965.
Трамвай №23 у станции метро "Сокол", 1965.

В 1932 году, трамвай снова меняет направление и начинает возить пассажиров из Покровского-Стрешнева до Пушкинской площади. А потом опять до Покровских ворот. Один из своих современных конечных пунктов, Михалково, 23-й обрёл только в 1943 году. Остановку назвали в честь местности, на территории которой её расположили.

Трамвай №23 на конечной остановке "Михалково", 1999.
Трамвай №23 на конечной остановке "Михалково", 1999.

Дальше снова начались эксперименты. Трасса постоянно менялась из-за демонтажа рельсов на некоторых участках. То трамвай следовал до Комсомольской площади, то до Трубной, то до Белорусской и даже до станции метро "Краснопресненская". Лишь в 1973 году удалось создать устойчивую трассу. Именно её запомнили и именно по ней скучают многие москвичи. Трамвай ходил от остановки "Михалково" до Шмитовского проезда (почти до современного Третьего кольца) через метро "Войковская", Ленинградское шоссе и Беговую улицу.

Планомерное уничтожение

В конце 1990-х за трамвай №23 стало тревожно. Планы по строительству Третьего транспортного кольца были безжалостными. В октябре 2000 года маршрут сократили. Кольцо на Шмитовском проезде ликвидировали, поэтому трамвай стал ходить до Ваганьковского кладбища.

Трамвай №23 на Шмитовском проезде, лето 2000.
Трамвай №23 на Шмитовском проезде, лето 2000.

Московские власти посчитали, что трамвайные рельсы будут сильно мешать движению по столичному хайвею. Однако после их снятия, трафик на этих улицах так и не стал интенсивным. Уже через два года - новый удар - Беговую улицу выбрали одним из новых участков Третьего транспортного кольца.

Так Беговая улица выглядела в 2000 году, вид с Ваганьковского путепровода.
Так Беговая улица выглядела в 2000 году, вид с Ваганьковского путепровода.

Столичные чиновники хотели сократить маршрут 23 сразу до улицы Алабяна. Но на защиту трамвая встало полторы сотни местных жителей. Это неудивительно, ведь на тот момент маршрутом пользовалось свыше 90 тысяч человек ежедневно. То есть он был востребован. Однако защитникам удалось лишь немного отсрочить неизбежное.

Трамвай №23 у Стадиона юных пионеров, 1989.
Трамвай №23 у Стадиона юных пионеров, 1989.

В 2002 году трамвайные рельсы исчезли с Беговой улицы, уступив место нескольким полосам для автомобилей. Не знаю, повлияло ли как-то отсутствие трамвая, но пробки там жуткие до сих пор. С 2002 маршрут №23 стал ходить до 1-го Боткинского проезда. А уже через два года сократился ещё. На этот раз до метро "Сокол".

Трамвай №23 на Ленинградском шоссе, около метро "Аэропорт", 2000.
Трамвай №23 на Ленинградском шоссе, около метро "Аэропорт", 2000.

Немного отвоевали

В 2008 году участок от улицы Панфилова до Сокола закрыли из-за строительства Алабяно-Балтийского тоннеля. Трамвай №23 стал ходить от Михалкова до Проспекта Маршала Жукова. Лишь в 2013 часть исторической трассы снова открыли. Сейчас маршрут пролегает от метро #Сокол до остановки "Михалково".

Трамваи №23 в Коптеве, 2018.
Трамваи №23 в Коптеве, 2018.

Интересно, что на протяжении долго времени на этом маршруте ходили
только чешские модели трамваев "Tatra". Сначала бело-красные. Позже расцветку сменили на бело-жёлтую. Это придавало дополнительного шарма маршруту. Ощущалась какая-то связь со старой Москвой. Хотя в середине 1990-х можно было встретить и трамваи модели "КТМ". А в 2010-х, чешские "малютки" начали постепенно уходить в прошлое.

Трамвай №23 "КТМ" на Коптевской улице, 1996.
Трамвай №23 "КТМ" на Коптевской улице, 1996.

Сейчас, как и на всех остальных маршрутах, старые трамваи меняют на новые "Витязь-М". Если честно, они мне очень нравятся. У российского производителя наконец-то получилось создать что-то одновременно удобное, красивое и функциональное. И ничего, что эта модель до боли знакома тем, кто хоть раз пользовался трамваями в Швейцарии. Главное, чтобы пассажиров устраивало. Ну, а 23 трамвай всё также ездит по столичным улицам. И пусть от старого маршрута осталась лишь половина, он всё равно бережно хранит историю города.

Как вы думаете, правильно ли убрали трамвайные пути с Ленинградского проспекта, Беговой улицы и Шмитовского проезда? Или трамваем было пользоваться удобнее?

На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории Москвы. Удачи!