Сегодня мы затронем достаточно серьезную и объемную тему в психологии. Во избежание перегрузки информацией я буду вынуждена разделить ее на несколько частей.
Особенно полезна статья будет для тех, кто напрямую контактирует с детьми. А так же для всех, кто хочет лучше понять себя.
Итак, представляю вашему вниманию:
Психоаналитическая возрастная периодизация
Психосексуальное развитие условно разделено на 5 стадий:
- Оральная
- Анальная
- Фаллическая
- Латентная
- Генитальная
Стадия 1. Оральная
Также стадия называется Шизоидно-параноидной. Длится с 0 до 16-18 месяцев.
Мир для ребенка представлен лишь в лице матери. Материнский образ является эмоциональным образом мира. Это стадия безопасности и насыщения. Образно ребенок пытается ощутить, насколько ему безопасно в этом мире. Также стадия учит вступать в близость, интимность.
Насколько своевременно происходит кормление - настолько ребенок будет чувствовать себя ценным и нужным.
Ближе к 18 месяцам наступает Орально Агрессивная стадия.
С целью убедиться в своей безопасности ребенок начинает проверять реакцию на свою агрессию. Ярким примером такой проверки является покусывание соска.
В этот период матери важно отреагировать не слишком агрессивно, но и не терпеть. Отсутствие реакции в дальнейшем может вызвать у ребенка ощущение вседозволенности.
При любой сильной травматизации на этой стадии типичны такие проблемы (уже у взрослого человека) как:
- Любая форма агорафобии*
- Булимия/Анорексия
- Алкоголизм
- Химические зависимости
- Проблемы с кожей
- Проблемы с духовными ценностями
- Сомнения о месте в этом мире (бытийные смыслы)
*- боязнь открытых пространств.
Стадия 2. Анальная
Стадия формирования системных ценностей (материальных и социальных). Длится примерно с 18 месяцев до 3 лет.
В этот период происходит формирование нарциссизма, зарождение Эго и Супер-Эго. На этой стадии ребенок пытается осознать свою ценность для мира.
В этот период очень важно правильно реагировать на испражнения ребенка и приучать его к горшку. Отвращение матери к фекалиям ребенка может вызвать в нем уверенность, что это отвращение также относится к нему самому и его действиям.
Стадия завершается Кризисом 3-х лет.
Период, когда ребенок пытается осознать свою ценность и начинает говорить "Я".
При любой сильной травматизации на этой стадии типичны такие проблемы (уже у взрослого человека) как:
- Проблемы с материальными ценностями
- Проблемы нарциссизма
- Трудности представления своего творчества миру
- Проблемы с ЖКТ*.
*- желудочно-кишечный тракт.
Остальные стадии мы рассмотрим в следующей части.
Буду рада вашим реакциям!
До новых встреч!