Найти в Дзене

Эти великолепные септаккорды...

Септаккорд – это аккорд, состоящий из 4-х звуков, расположенных по терциям. Звуки, входящие в состав аккорда называются прима, терция, квинта и септима. Септаккорд в тональности можно построить от любой ступени. С точки зрения классической гармонии изучаются D7 – доминантсептаккорд, VII7 – вводный септаккорд и II7 –септаккорд второй ступени.

Обратите внимание, что в классической системе обозначений принято рассматривать аккорды в тональности, и называть их в соответствии с названиями главных ступеней лада – T (I), S IV), D (V). Аккорды побочных (всех остальных ступеней) обозначаются римскими цифрами. Цифровые обозначения иногда используются и для обозначения аккордов в джазовой музыке.

Звуки в составе септаккорда
Звуки в составе септаккорда

Основные септаккорды в тональности:

D7доминантсептаккорд – имеет самую яркую мажорную торжественную окраску. С классической точки зрения обозначается как D – доминанта. В тональности до-мажор доминантовым является аккорд, построенный от 5 ступени – нота «Соль». По интервальному составу состоит из трех терций, при рассмотрении «снизу вверх» можем наблюдать, что он состоит из мажорного трезвучия (б.3 + м.3) и м.3, между квинтой и септимой. По краям образуется малая септима, которая придает аккорду его «узнаваемое» звучание.

Строение и интервальный состав доминантсептаккорда
Строение и интервальный состав доминантсептаккорда

VII7вводный септаккорд – имеет напряженную, драматичную, трагичную окраску. В мажоре существует в 2-х видах:

VII7 – малый вводный – в натуральном ладу по краям возникает малая септима, аккорд строится на VI ступени.

Ум. VII7 – уменьшенный вводный – в гармоническом ладу образует по краям уменьшенную септиму, строится на (bVI ) шестой низкой ступени.

В миноре существует только ум. VII7.

Строение и интервальный состав вводного и ум. вводного септаккордов
Строение и интервальный состав вводного и ум. вводного септаккордов

II7 – самый спокойный и лиричный по звучанию, относится к аккордам субдоминантовой группы. Его так же называют мерцающим, или мажорно-минорным, так как в его составе одновременно присутствуют мажорное (от терции) и минорное (от примы) трезвучия. Существует в натуральном и гармоническом ладах. В гармоническом до-мажоре bVI - “ля-бемоль» приводит к изменению тоновой величины между звуками аккорда. Между крайними звуками обоих аккордов образуется малая септима.

Строение и интервальный состав септаккорда 2 ступени.
Строение и интервальный состав септаккорда 2 ступени.