Найти тему
Алексей Кондратенко

Как книжные жанры влияют на наше восприятие истории

Недавно у меня состоялся разговор с другими авторами, пишущими фантастику в самом широком смысле этого термина. Мы обсуждали, мешает ли маркетинговое деление по книжным жанрам восприятию истории. В целом пришли к выводу, что да. И вот почему:

Рассматривали тему исключительно в литературе, где окончательная интерпретация истории происходит в воображении читателя, в отличие от кино, где дана уже конечная форма. И тут всё хорошо, пока речь идет о строго жанровых книгах, которые полностью укладываются в ячейку восприятия. Сложности и разночтения начинаются в многослойных произведениях.

По сути чтение это рендеринг того проекта, который смоделировал писатель в книге. А то, каким будет финальный вариант — зависит уже от читателя.

Как читатели мы не только по-своему представляем книги, но и смотрим в них на разную глубину, видим разное количество подтекстов. По-разному оцениваем жанровую принадлежность одних и тех же произведений и даже по-разному понимаем сам жанр. И это нормально. Это то, что делает искусство — искусством.

Как писал Уильям Шекспир: «Успех острого слова зависит более от уха слушающего, чем от языка говорящего»

Опыт от предыдущих литературных произведений формирует нашу читательскую трактовку того или иного жанра. В то время, как многие писатели, не желая перебирать одни и те же штампы, стремятся развивать жанр или фокусируются на самой истории.

А понимание истории через призму жанра очень обрезает те смыслы, которые могут быть заложены в книгу.