Найти тему
Та ещё Золушка

Мысли вслух. Поколения и мытая посуда.

Несколько курсов по психологии личности и пытливый ум заставляют меня глубоко копаться в мотивах поведения людей. Особенно если оно меня раздражает. И особенно, если я с этим живу в одной квартире.

На самоизоляцию мы с мужем от моих родителей и от греха подальше поехали жить на дачу. И организовали там быт как нам было просто и удобно. В частности - мыли посуду и ставили в полку над раковиной стекать и сушиться. По итогу там жил оптимальный набор посуды, которым мы постоянно пользовались. Полка была заполнена всяким почти под завязку, но нам нравилось, что полка была одна. Нравилось, что куда помыл-поставил, там и взял. И нравилось, что мы точно знали где лежит то что нужно.

Но вот на выходные приехала мама. И последовал ритуал… Она всё вытащила оттуда и распихала по 7 разным ящикам в двух разных комнатах - кухне и столовой. Шкафчик для посуды опустел.

Потом она мыла посуду. Налила из крана воды в тазик, вспенила её, намылила посуду, положила в другой тазик, потом начала всё ополаскивать под краном. Потом большую часть разложила на полотенчико, а часть таки поставила на полку для сушки. Через час пришла всё раскладывать по тем же 7-и ящикам. Стоит ли рассказывать, сколько времени по итогу у неё это заняло, и, о, боги!, сколько я потом искала половник или тёрку?

Примерно та же история повторилась, когда приезжала бабушка. Только у неё был ещё один дополнительный этап - она помытую посуду вытирала полотенцем.

Так же, ни для мамы, ни для бабушки (папиной мамы, так эксперимент вышел чище) ни при каких обстоятельствах не приемлем вариант оставить немытую посуду на завтра, а после ужина на даче вода течет страшно холодная и сразу сводит руки.

Будем честны, подобные ритуалы и табу для меня за гранью понимания. Чтоб Вы понимали, я чистоту люблю и на кухне у меня всегда порядок. Но для меня здесь решающее значение имеет функциональность решений. Поел - помыл - поставил - там же взял, чтобы поесть ещё раз. Минимум действий для минимальных временных затрат.

В общем я начала размышлять откуда ноги растут у подобного монотонно повторяющегося ритуала.

На ответ помогла набрести бабушка мужа, которая живёт в глухой деревне без канализации и других благ современности. У неё есть ведро с водой и несколько тазиков, в которых она по той же схеме и моет посуду. И единой полки для сушки у неё тоже нет, так что всё обсыхает/вытирается на полотенчике и раскладывается по обычным шкафчикам.

Значит мама и бабушка (почти всю жизнь живущая в квартире со всеми благами) просто делают так, как их научили их мамы. Отсюда вопрос. А почему не произошло пересмотра данной традиции и её оптимизации?

А потому что не принято было. Слово и научение родителей были непреложной истиной. И мама как успешная хозяюшка была самым мощным авторитетом.

Но в 90-е менялось всё, включая отношение к традициям. И в головы молодых девочек стали проникать мысли про обновление принятых норм и осмыслению того, чему учит мама. И если раньше “качество” женщины определялось её хозяйственностью, то теперь на первый план выходят другие заслуги - предприимчивость, образованность, карьера и прочие западные веяния.

Плюс больше свободы, больше информации отовсюду и больше возможностей. Времени на ритуальное мытье посуды стало меньше, новых кухонных примочек - больше, и пересмотр традиции состоялся окончательно.

И естественно, что не все мамы и бабушки смогли адаптироваться к новому укладу, не все готовы выйти из своей традиционной зоны комфорта и воспринять новое в незыблемом - на кухне.

А сейчас дети девяностых сами уже стали хозяйками, и делёж сфер влияния с представителями старой школы иногда идёт не на жизнь, а на смерть. И конца да края этому не сыскать. Отсюда ругань, обиды, переезды-ипотеки и расколы в семьях.

Как итог. Мы с мамой много лет дискутируем о порядке на кухне и мытой посуде. В конце концов вместо криков решили прийти к диалогу. Изменить себя или другого мы не можем. Особенно, если главное действующее лицо не хочет этих изменений. Зато мы можем понять. Понять причины и понять логику. Принять всё это. Принять как данность, как погоду за окном. И уже на этой основе находить общие решения и компромиссы.