Найти тему
Limbo (archive)

Средневековые роботы? Они были всего лишь одним из творений этого изобретателя

Оглавление

ФОНТАНЫ, КОТОРЫЕ МОЖНО запрограммировать на включение и выключение. Модель индийского махаута (погонщика), который погоняющего своего слона. Автоматы в виде слуг, которые могли бы предложить гостям полотенце.
Это лишь некоторые из замечательных изобретений мусульманского изобретателя XII века Исмаила Аль-Джазари, заложившего основы современной инженерии, гидравлики и даже робототехники. В то время как некоторые из его щедрых и красочных творений были сотворены как новые игрушки для очень богатых, Аль-Джазари также создавал практические машины, помогавшие обычным людям, включая поливочные устройства, использовавшиеся фермерами на протяжении веков.

Страсть к изобретательству

Миниатюра из "Книги Знаний" Аль-Джазари изображает водяную флейтистскую автоматику, которую он описал как игривый "будильник", предназначенный для того, чтобы мягкими звуками разбудить кого-то от дремоты. Музей Топкапы Сарайи, Стамбул.
Миниатюра из "Книги Знаний" Аль-Джазари изображает водяную флейтистскую автоматику, которую он описал как игривый "будильник", предназначенный для того, чтобы мягкими звуками разбудить кого-то от дремоты. Музей Топкапы Сарайи, Стамбул.

Бади аз-Заман Абу аль-Изз Исмаил ибн аль-Раззаз Аль-Джазари родился в 1136 году в Диярбакыре, на территории современной южно-центральной Турции. Сын скромного ремесленника, он родился во времена политических потрясений, вызванных борьбой за власть на местах, а также последствиями Крестовых походов.

Аль-Джазари служил инженером у местных правителей - Артукидов. Эта династия когда-то распространила свою империю на Сирию. Однако при жизни Аль-Джазари власть Артукидов перешла под власть более могущественной соседней династии Зангидов, а затем и преемников мусульманского героя Саладина.

Самое знаковое изобретение Аль-Джазари - это его часы-слоны, продолжающие радовать и сегодня. Современные репродукции устройства с водяным приводом можно найти в нескольких местах в мире, в том числе в торговом центре Ибн Баттута в Дубае, Институте истории арабо-исламской науки во Франкфурте, Германия, и Музее часового искусства в Ле-Локле, Швейцария.
Самое знаковое изобретение Аль-Джазари - это его часы-слоны, продолжающие радовать и сегодня. Современные репродукции устройства с водяным приводом можно найти в нескольких местах в мире, в том числе в торговом центре Ибн Баттута в Дубае, Институте истории арабо-исламской науки во Франкфурте, Германия, и Музее часового искусства в Ле-Локле, Швейцария.

Несмотря на потрясения, вызванные крестовыми походами, и бурные отношения между различными мусульманскими державами, жизнь блестящего инженера была прожита мирно, служа нескольким правителям – Артукидам, для которых он сконструировал более сотни хитроумных устройств. В отличие от других изобретателей-практиков того периода, оставивших мало записей о своей работе, Аль-Джазари имел страсть к документированию своей работы и объяснению того, как он построил свои невероятные машины.

В 1206 году, опираясь на четвертьвековые поразительные результаты, он дал миру каталог своих «несравненных машин», известный сегодня как Книга знаний об изобретательных механических устройствах. Аль-Джазари включил подробные диаграммы и красочные иллюстрации, чтобы показать, как все части подходят друг к другу. Сохранилось несколько неполных копий его работ, в том числе одна из них хранится в музее Топкапы Сарайи в Стамбуле, Турция, которая ценится за свои художественные детали и красоту.

Интеллектуальное наследство

Книга знаний является единственным источником биографической информации, существующей на Аль-Джазари. Текст возвеличивает его как Бади аз-Замана (уникального и непревзойденного) и аш-Шейха (ученого и достойного), но также признает его долг перед «древними учеными и мудрецами».

Изобретения Аль-Джазари опирались на многовековые инновации и знания предыдущих эпох, опираясь на науку и мудрость древних греческих, индийских, персидских, китайских и других культур. Во время быстрого распространения ислама в VII веке мусульманские правители проявляли глубокий интерес к знаниям о завоеванных ими землях. Они собирали рукописи и книги в Байт-аль-Хикме (дом мудрости). Это учреждение процветало при аббасидских халифах Багдада в VIII и IX веках как библиотека и академия. Наряду с другими центрами, он играл фундаментальную роль в средневековых научных и научных достижениях во время золотого века ислама.

Красочные диаграммы из Книги Знаний не только восхитительны для глаз, но и практичны и полезны для ума. Каждая из них служила руководством по сборке машин и механизмов, лежащих в основе их движения. В знаменитом павлиньем фонтане Аль-Джазари вода течет изо рта птицы, когда резервуары поднимают поплавки, чтобы активировать "слуг" для доставки полотенец и мыла. Рисунок погонщика из слоновьих часов показывает, как должны быть прикреплены рычаги.
Красочные диаграммы из Книги Знаний не только восхитительны для глаз, но и практичны и полезны для ума. Каждая из них служила руководством по сборке машин и механизмов, лежащих в основе их движения. В знаменитом павлиньем фонтане Аль-Джазари вода течет изо рта птицы, когда резервуары поднимают поплавки, чтобы активировать "слуг" для доставки полотенец и мыла. Рисунок погонщика из слоновьих часов показывает, как должны быть прикреплены рычаги.

Наряду с философией, медициной, астрономией и зоологией мусульманское машиностроение достигло исключительных высот благодаря выдающимся деятелям, в том числе трем персидским изобретателям IX века – братьям Бану Муса. Они опубликовали много работ, но Аль-Джазари, скорее всего, был под влиянием их изобретений, описанных в Книге хитроумных устройств (также известной как Книга трюков). Аль-Джазари также находился под влиянием немусульманских изобретателей, такого ученого из конец третьего века до нашей эры, как Аполлоний Пергский, влиятельный геометр, которому Аль-Джазари доверял в своих работах.

Новые вершины

Аль-Джазари намеревался не только развить наследие этих великих изобретателей, но и усовершенствовать его. В предисловии к Книге знаний он писал: «Я обнаружил, что некоторые из ранних ученых и мудрецов создали устройства и описывали то, что они сделали. Они не изучали их полностью и не следовали правильному пути... так так колебались между истинным и ложным».

Машины в книге Аль-Джазари были одновременно практичными и игривыми, от часов до автоматических сосудов, раздающих напитки. Он разработал устройства для кровопускания, фонтаны, музыкальные автоматы, водоподъемные машины и измерительные приборы.

Одним из самых известных его устройств являются огромные водяные часы, на которых изображен слон, несущий своего погонщика, и башня, наполненная существами. Простые водяные часы использовались в Древнем Египте и Вавилонии, но замысловатое изобретение Аль-Джазари ясно выражает его стремление усовершенствовать их.
Различные существа, оживающие каждые полчаса, представляют разные культуры, такие как драконы из Китая и слоны из Индии. Каждые полчаса включаются внутренние механизмы: птица на вершине купола свистит, человек бросает мяч в пасть дракона, а погонщик слонов бьет животное по голове.


Первый робот в истории?

Внутренняя работа машины для орошения  показывает, как скрытые шестерни управляют анимированной коровой вокруг вертикального вала, который приводит в действие механизм, черпающий воду.
Внутренняя работа машины для орошения показывает, как скрытые шестерни управляют анимированной коровой вокруг вертикального вала, который приводит в действие механизм, черпающий воду.

Еще одно фантастическое изобретение Аль-Джазари представляет особый интерес для историков науки, поскольку многие считают его первым программируемым «роботом» в истории. Как и музыкальная шкатулка, это изобретение – лодка с четырьмя «музыкантами» — арфистом, флейтистом и двумя барабанщиками - было разработано, чтобы играть музыку для развлечения. Механизмы, оживляющие барабанщиков, могли быть запрограммированы на воспроизведение различных ритмов.


При всей своей изобретательности, такие устройства были игрушками для богатых. Надев шляпу придворного, Аль-Джазари понимал необходимость очаровывать своих богатых покровителей, которые, в свою очередь, очаруют приезжих сановников последним чудом своего местного гения. Как ремесленник скромного происхождения, он также знал потребности повседневной жизни и изобрел полезные приспособления, облегчившие бремя повседневного труда. В книге подробно описано по меньшей мере пять машин, облегчавшие черпание воды и орошение, как на фермах, так и дома. В его книгу были включены и другие весьма практичные машины: кривошипный вал, преобразующий линейное движение во вращательное; и средство для точной калибровки замков и других отверстий.


Скромная природа
Книги Знаний также отражена в ее языке. В то время как другие изобретатели намеренно излагали свою прозу на непонятном языке, чтобы ограничить ее небольшой элитой, Аль-Джазари приложил все усилия, чтобы сделать ее доступной для широкого читателя того времени, чтобы они могли построить некоторые из его более практичных машин. Учитывая, что Аль-Джазари интересовался строительными процессами не меньше, чем теорией и расчетами, некоторые исследователи даже описывали его книгу как своего рода «руководство пользователя».


Жизнь и наследие


Аль-Джазари умер в 1206 году, когда он подарил султану свою
Книгу знаний. Его помнят главным образом по этой книге, но его реализованные изобретения сыграют ключевую роль в гражданской жизни на долгие годы вперед. Среди них была система водоснабжения с использованием шестеренок и гидравлической энергии, которая использовалась в мечетях и больницах Диярбакыра и Дамаска. В некоторых случаях системы, смоделированные по его проекту, продолжали использоваться до недавнего времени.


Большинство его новшеств на века опередили достижения европейской науки. Его работа о конических клапанах – ключевом компоненте в гидротехнике – была впервые упомянута в Европе более двух столетий спустя Леонардо да Винчи, который также, как сообщается, был очарован автоматами Аль-Джазари.


Сегодня имя Аль-Джазари внушает благоговейный трепет историкам науки. Инженер и историк техники Дональд Р. Хилл, автор знакового перевода
Книги знаний 1974 года, говорил, что важность работы Аль-Джазари «невозможно переоценить». Как отец робототехники, он был назван «Леонардо да Винчи Востока», прозвище, во многих отношениях являющееся неправильным. Возможно, правильнее было бы назвать Леонардо «Аль-Джазари Запада».