Знаменитый французский кутюрье Жан-Поль Готье завершил карьеру в индустрии моды, показав прощальное дефиле, состоящее из более чем 200 образов, подытожив свою полувековую деятельность.
Тем, у кого это имя не вызывает никаких ассоциаций, предлагаю вспомнить фильмы «Пятый элемент» Люка Бессона, «Город потерянных детей» Жан-Пьера Жёне и Марка Каро, «Кика» Педро Альмодовара и другие, для которых создавал костюмы Готье.
Его называют «хулиганом от моды», хотя начинал он свою карьеру в 1970 году скромным ассистентом у Пьера Кардена. Что интересно, у него нет профессионального образования, но талантливый мальчишка рисовал и шил с детства, причём на… медвежонка. Родители считали, покупать куклы сыну как-то неправильно. А он жил у бабушки — большой любительницы моды и модных журналов — и зачастую вместо занятий в школе листал любимые издания и пялился в телевизор, обожая кабаре-шоу. На уроках рисовал модели одежды. Однажды учительница, решив наказать ученика, прикрепила на спину его рисунок и провела по всем классам. И неожиданно… пришло первое признание. Выбор профессии был сделан.
Окончив школу, юноша принялся рассылать эскизы ведущим парижским кутюрье, и вдруг пришёл ответ от самого Пьера Кардена. Это было второе признание. Однако, набравшись опыта у признанного мастера, Жан-Поль покинул знаменитый дом моды и пустился в свободное плавание, основав в 1976 году собственную компанию и создав первую самостоятельную коллекцию. Пресса проигнорировала мероприятие, не собрались и приглашённые гости. Провал заставил молодого модельера искать способы привлечения внимания к своему творчеству. И он выбрал эпатаж, устраивая показы в виде шоу, причём в самых неожиданных местах — например, бывшей тюрьме или трамвайном депо. Его авангардистский стиль, подаваемый с безграничным юмором, ломал устоявшиеся стереотипы. Помимо виртуозности технического исполнения и запредельности фантазий, художник дарит зрителю широчайший взгляд на мир, лишённый каких-либо предрассудков, ограничений, дискриминации. Дизайнер уверен: человек всегда должен оставаться свободным и выражать своё «Я» независимо от цвета кожи, вероисповедания, пола и других особенностей. Под всеми наворотами и модельерскими сооружениями кроется довольно сильный социальный подтекст — призыв к терпимости, пониманию, любви, устремлённость к высоким идеалам. Он словно пишет фантастический роман, создаёт человека настоящего и будущего. В его показах участвовали не только модели, но и артисты. Помимо длинноногих див, он выпускал на подиум маленьких и толстеньких. Перед зрителями дефилировали возрастные манекенщицы. Одним из самых эпатажных творений Готье стал корсет с остроконечным бюстгальтером, созданный для мирового турне Мадонны в 1990 году. Он шил сценические наряды для победителей конкурса «Евровидение» Даны Интернэшнл и Кончиты Вурст. Одевал певца Мэрилина Мэнсона и звезду Милен Фармер.
Один из моих любимых показов — кутюрная коллекция «Весна-лето-2010», созданная под впечатлением от киноленты «Аватар». Готье считает: это не просто фильм, а окно в иное измерение, другой мир. Это чувство полёта, настолько захватывающего, что забываешь, где находишься. Ты во сне, ты летаешь… Картина навеяла художнику мысли о природе, экологии, латиноамериканских тропиках. Наряды в этническом стиле, блузы расшиты бисером, платья — из тонких переплетённых полосок кожи, драпировки — в виде пальмовых листьев и перьев птиц. В ход пущено всё: аппликации, вышивки, стразы, тесьма; металл сочетается с кружевом, перья экзотических птиц — с шифоном. Каждая шляпа — произведение искусства. Уникальны и причёски из множества косичек. Оттенки изделий — от благородной шоколадно-кофейной гаммы, изысканных серебристо-перламутровых и золотисто-розовых тонов до непредсказуемого изумруда, ультрамарина и цвета морских волн.
И что удивляет в каждой коллекции Готье — его идеи не стареют! Они — вне моды, хотя каждая в какой-то степени отражает ту или иную историческую эпоху. Скажем, прошлогодний показ Готье — стилизация под середину XIX века — времён Оскара Уайльда. Впрочем, основная задумка шоу — грустная история любви между поэтом Альфредом де Мюссе и символом эпатажа того времени — писательницей Жорж Санд, которая носила мужскую одежду, курила и даже пыталась драться с подругой на дуэли.
Жан-Полю Готье было где порезвиться на тему чувственности и брутальности, «поиграть» с фраками и цилиндрами, запустить в ход роскошную асимметрию в духе декаданса. Другую часть коллекции составляют болеро из крашеного меха, подразумевая роскошь ар-деко. Здесь царят джаз и образы немого кино. Декадентский подтекст заметен в серии курток-«косух» из крокодиловой кожи, некоторые из них подбиты белоснежной норкой…
Прощальное дефиле дизайнера также не обошлось без эпатажа. Чего стоит одно только начало шоу, когда на подиуме появился чёрный гроб, на крышке которого торчало два конуса — очевидно, намёк на конусообразный легендарный бюстгальтер. Затем модель с похоронным венком на спине открыла крышку гроба, откуда выбралась другая манекенщица — в белоснежном коротком платьице, сшитом из детских распашонок… Большинство нарядов этого дефиле — мыслеобразы, выхваченные из разных авторских коллекций дизайнера. Далее пошла «школа»: чёрная блузка из сетки, юбка на обручах, также из сетки, к которой прикреплено множество чёрных маленьких рубашечек, жакет и юбка, сшитые из длинных кожаных перчаток. Шоу похоже на прокрученную в обратную сторону киноленту жизни.
Вот по подиуму шагают платье цвета французского флага, фантазии на тему морской формы, тельняшек. Их сменяют джинсовый авангард, офисный стиль с двумя разнодлинными парами рукавов, даже «милитари» представлен кусочками ткани и кожи. Да чего здесь только нет, включая этнику, бахрому по спирали, шнуровку, платки, батик, чёрно-белую графику, прозрачность, шифон с цветами, набрызг красок по ткани, кружева, пайетки на колготках — всего не перечислишь: смешение материалов — конёк Готье. А вот цвета — сдержанные, «земляные», оттенки незрелой вишни, терракотовый, охра, коричневый, серо-розовый, молочный, голубой, то есть заметен взгляд на цвета зрелого человека, чувствующего гармонию сочетаний природных красок. Он вообще часто «идёт от природы», наблюдая за рельефом камней, узором древесины, конструкцией растений, насекомых. Изучает исторический костюм и этнографию, присматривается к уличному стилю, дизайну вывесок и архитектуре. Готье — наблюдатель за этим миром, и на что бы он ни обратил внимание — потенциальная идея для коллекций.
Что-то мне подсказывает, это дефиле не будет последним, хотя оно пока «катается» по миру, «заезжало», кстати, и в Москву. Такие люди, как Жан-Поль Готье, просто так из мира моды не уходят. Скорее всего, это очередной рекламный ход дизайнера. Так что будем ждать новых творческих идей, возможно, на тему коронавируса, мирового кризиса, пролетавшего мимо Земли астероида или чего-то совсем непредсказуемого.
Светлана ЕФРЕМОВА
Фото из открытых источников