Найти тему
КиноНытик

Личное дело Олега Даля: от фильмов на полке до необычных дневников

В марте 2021 года будет 40 лет с момента ухода Олега Даля – блистательного актера, талантливого писателя. Наверняка, к будущей весне подготовят немало творческих мероприятий в честь громкой даты, ведь Даль не просто актер – это явление в культуре, человек, не вместившийся в рамки советского искусства.

Фильмы с его участием, его дневники и рецензии на творчество коллег – отблеск его гениальности. Когда снимали в фильмах – он играл на износ, когда не снимали – писал в разных жанрах, творческая жизнь била ключом в его глазах, в его движениях и поступках, в его сердце.

Весной 1990 года режиссер Владимир Мотыль вспоминал во время ретроспективы фильмов с участием Олега Даля, как на съемках фильма «Женя, Женечка и «катюша» в 1967 году Олег Даль и Михаил Кокшенов разыгрывали друг друга, соревнуясь в этом искусстве.

-2

«АКСЕНОВСКИЙ МАЛЬЧИК»

Несколько раз они прогуливались по Калининграду в форме Великой Отечественной войны, а когда видели милицейский патруль, то устраивали киношную перестрелку холостыми патронами.

После завершения работы над фильмом, принимавшим в нем участие актерам, а также авторам картины было уже не до розыгрышей. Чиновники стали упрекать творческую группу в намеренном искажении событий военных лет, и неправильной их интерпретации.

Фильм «Женя, Женечка и «катюша» удалось отстоять с помощью руководства Главного политического управления Советского Армии. Правда, ленту пустили третьим экраном.

С этого фильма началась «полочная» история Олега Даля – фильмы с ним резали, запрещали, выпуск откладывали. В первой половине 1960-х годов актер сыграл сначала в фильме «Мой младший брат» по повести Василия Аксенова «Звездный билет», а затем – в спектакле «Всегда в продаже» этого же писателя.

-3

Даля стали называть «аксеновским мальчиком», что было синонимом независимости и свободомыслия. Даль был очень разборчив в выборе сценариев: в его квартире всегда была стопка с рукописями авторов, которые могли лечь в основу фильмов. Част актер отказывался играть, и проект нередко закрывали.

«Имитация жизни»: как Олег Даль критиковал советское искусство

КАКОЙ ТЫ, ЧЕЛОВЕК?

В 60-е Олег Даль снимался мало. Когда не было подходящих ролей – он писал. Сначала сценарии, потом эссе и даже рецензии. Одна из них на фильм Сергея Соловьева «Сто дней после детства» представлена в виде письма матери супруги актера.

В этой рецензии Олег Даль тоскует по ушедшей юности, но верит в силу искусства, которая способна поддерживать человека в трудные моменты. Чуть позже актер увлекся дневниками, которым посвящал много времени.

«Человек может иметь все: квартиру, деньги, автомобиль, может иметь восход и закат, первую радость и первое разочарование, - писал Олег Даль в рецензии на фильм «Сто дней после детства». – Но каждый человек имеет свое начало, рождение, детство – именно свое неповторимое. Человек имеет право на непохожесть, на свое открытие мира. Он рождается, чтобы умереть от собственной, не похожей ни на какие другие смертью. Какой ты, человек?»

Фото: журнал "Советский экран"

Подписаться на канал «КиноНытик»

Ведение каналов Дзен – вашего собственного СМИ: создание, наполнение, продвижение - expolit.expolit@yandex.ru