Найти тему

Как бизнесу преодолеть кризис? У кого есть шансы взлететь? Евгений Черняк и Кирилл Фомичев

Кирилл Фомичев: Мы сегодня общаемся с Евгением Черняком, ТОП-100 Forbes, автором обучающего Youtube-канала для бизнесменов Big Money и книги «Принципы Первых». Говорим о личном бренде, как бизнесу преодолеть кризис и у кого есть шансы взлететь.

В одном из интервью вы говорили, что масштабировать компании можно только делегируя бизнес-процессы. Как вы считаете, что нельзя делегировать, например финансы, а что нужно в первую очередь?

Евгений Черняк: Нельзя делегировать стратегию, понимание бренда. Очень важно заранее определить то, куда ты движешься. Если ты движешься в правильном направлении из точки А в точку Б, то по дороге ты можешь позволить себе небольшие корректировки, ошибки. Конечно, если на это у тебя есть деньги. Если мы берем в пример масштабирование, я точно понимаю, что заходя в любой рынок, мне нужно сделать туда экспорт некой корпоративной культуры и понимания бренда.

Это то, что нужно и можно делегировать, это то, что срабатывало в моей компании неоднократно. Мы работаем в нескольких рынках и сейчас мой день, в связи с карантинными ограничениями, состоит из бесед и диалогов с коммерческими директорами в Польше, Америке, Казахстане. И мне приходится переключаться, но я точно понимаю, что я переключаюсь внутри единых принципов, единого бренда и единой логики. Человеку, который хочет стать успешным, придётся стандартизировать некоторые процессы. И чем больше процессов он может стандартизировать, тем меньше он тратит на них энергии и тем больше времени у него освобождается для творчества. Поэтому моя задача — сделать некий экспорт корпоративной культуры, на месте найти ТОП-менеджера, который знает/понимает дух рынка, взаимоотношения, неписаные правила. И тогда человек, несущий культуру нашей компании, вписывается в правила рынка и это даёт результат, который в общем можно назвать масштабированием.

Людей, кстати, подбираю сам, стараюсь только в крайних случаях пользоваться HR-агентствами. Считаю это обязанностью каждого ТОП-менеджера — подбирать себе коллектив.

Кирилл Фомичев: Вы подбираете людей по опыту, по профессионализму или больше по soft skills?

Евгений Черняк: В первую очередь ищу людей честных, это важно, базово в бытовом плане. Это должен быть фундаментально честный человек. Ищу людей обязательно с энергией, кто-то называет это харизмой или интуицией, и людей с интеллектом. Потому что если человек нечестный, два следующих качества сработают против компании, это очевидно. Если человек без интеллекта, но честный и мотивированный, он будет разрушать компанию изнутри, придавая центростремительное ускорение вообще любому процессу. Поэтому если человек с честностью, в таком человеческом, бытовом плане, у него есть интеллект, дальше у него должна быть энергия. В моём случае - это коммуникационный интеллект. Внутри нашей компании всё, о чём бы мы не говорили, мы продаём, любой процесс, который мы обсуждаем, должен привести к продаже. Больше того, по зашедшим на счёт деньгам мы высчитываем KPI каждого ТОП-менеджера, его эффективность и нужность для компании. Поэтому когда эти три качества есть, я стараюсь выводить своих ТОПов на cash-генерацию. Это уже то, что я называю приобретённым в нашей компании качеством. И судя по всему, мы делаем это неплохо, т.к. 50-60% компаний нашей индустрии руководят мои воспитанники. Можно быть сколько угодно честным, интеллектуальным, обладать коммуникационным интеллектом, но если в конце схемы каждый человек не размышляет абсолютно бизнесовой категорией, генерацией денег, прибыли, маржи, то все остальные движения перестают быть актуальными. Сейчас в мире есть три вида компаний:

  • компании, ориентированные на внутреннего клиента в ущерб внешним. Это Nokia например. Я привожу такой пример, потому что там был очень серьёзный перекос в сторону удовлетворения потребностей внутреннего клиента: все ли удовлетворены зарплатами, качеством кофе, который у них есть и т.д. Всё закончилось тем, что забыли про внешнего клиента и, вы знаете, к чему это привело;
  • компании, ориентированные на правила. Большие компании с историей 100-120 лет, за которыми обычно мощнейший бренд. Там выполнение правил и есть результат. Там почтовый менеджмент во главе угла, все друг другу пишут лонгриды на почту, даже сидя рядом. Я пока только мечтаю стать такой компанией;
  • компании, ориентированные на результат. Это мы, молодая компания. У нас нет никаких других размышлений, затрат энергии, идеологий, дискурсов и мыслей. Главное в любом нашем процессе — cash-генерация, любой процесс должен быть максимально эффективным, чтобы на выходе сгенерировать прибыль.

Я не экспериментировал с этим, но я обоснованно предполагаю, что каждый мой финансист сможет завтра работать sales-менеджером. Каждый мой юрист сможет стать логистом. В общем и целом мы принимаем вместе все решения и все перекрёстно неплохо разбираемся в зоне ответственности друг друга.

Кирилл Фомичев: Т.е. профессионала без энергии вы не берёте?

Евгений Черняк: Про то, что я говорил выше — это идеальная картинка.

По мере того, как мы движемся в рынке, кто-то меня устраивает, как работодателя и CEO-компании, на 100%, кто-то на 80%, кто-то на 50%, кому-то уже объявлено об окончании действия контракта. 50% своего времени я развиваю своих людей, вывожу их на генерирование прибыли.

Кирилл Фомичев: А как конкретно мотивируете ТОП-менеджмент? И как следите за тем, чтобы они не выгорали, чтобы у них была вот эта энергия?

Евгений Черняк: У меня в день 1-2 прямых эфира. Я провел больше 100 эфиров и ещё от сотни отказался. И всё время мне задают одни и те же вопросы про какие-то выгорания. О каком выгорании мы говорим, если человек занят любимым делом?! Если человек максимально мотивирован, у него правильно выстроен KPI, он разбирается в своём предмете, вокруг него такие же люди, которые поддержат. Все интриги направлены против компании. Если вы видите какую-то внепроизводственную идею или внепроизводственные обсуждения, то это интрига, она всегда направлена против компании. Корпоративная культура - это не то, что говорю им я, это то, что они обсуждают в курилках. И мотивация - это не то, что происходит у меня в кабинете или в zoom, это то, что они говорят в zoom без меня. Так что я уверен, что у нас в принципе нет профессиональных выгораний, это и есть задача CEO любой компании. Все мы — руководители больших или малых коллективов, а все наши коллективы — наши копии, где-то уродливые, где-то комичные, где-то может лучшие наши копии. О каком выгорании можем говорить, когда на нас внимательно смотрят наши люди и точно понимают, если руководитель процесса, главное лицо в принятии решений в плохом настроении - физиологическом, ментальном, не важно в каком. Нужно быть настолько в хорошей форме, на хорошем ходу, быть энергичным и энтузиастом своего продукта, чтобы люди, которые на тебя смотрят, почувствовали это даже в zoom.

Ты должен быть в самом своём лучшем состоянии. Поэтому я предлагаю вот эти выгорания вообще не обсуждать. Если вы выгораете, вы заняты не своим делом, меняйте род деятельности.

Кирилл Фомичев: За счёт чего можно построить большой бизнес в той действительности, которая сейчас есть? Это гениальным ум, нетворкинг или удача, совокупность факторов?

Евгений Черняк: Сейчас не работают линейные закономерности и линейная зависимость. Сейчас ничего не работает в одно касание, в один ход. Рынок сложный, но с другой стороны, огромное количество возможностей. Могу привести совершенно конкретный пример, когда один из моих стартапов в Долине, в Сан-Франциско, ориентированный на работу с ресторанами, в момент полного закрытия ресторанов, поднял большой раунд. Пришли инвесторы и сказали: «Пандемия закончится через какое-то время». Они говорят, что деньги нам нужны сейчас и инвесторы дали денег. Кто-то бесконечно рассуждает о пандемии, о карантине, а кто-то тратит в это время свою энергию, чтобы получить раунд и получает его. Это реальная история. Я уверен, пандемия — это такая же история, как «а давайте после праздников», «а давайте с понедельника». Сейчас добавилось «а сейчас же пандемия». Ну и что, что пандемия? Каждый раз, когда кто-то в каком-либо рынке пытается снять с себя ответственность этим, я всегда говорю, что Илону Маску ничего не помешало запустить ракету в пандемию. Я точно уверен, что кто-то от этого кризиса будет потерпевшим. Но если мы действительно настроены на результат, если у нас хватает ресурсов, если мы понимаем, что все большие состояния и классные бизнесы начинаются именно в момент тектонических сдвигов, то это время для рождения больших компаний. Экономика двигается, пласты перемещаются, всё меняется, новые ниши открываются, большие компании не успевают. Смотрите, что творится с розничными сетями в Америке: каждый второй в банкротстве. Что сейчас сделает Amazon: купит всех, это совершенно очевидно. Также они начали делать свои house-бренды: взяли у себя 100 самых продающихся у себя продуктов, разделили их на 50% процентов высокооборотистых, которые дают движение по счёту, на 50% высокомаржинальных. Они выстраивают вертикаль, эти ребята сильнее, чем страны.

Давайте посмотрим каждый в свой рынок: а мы давно были у поставщиков на производстве, смотрели на структуру их себестоимости, обсуждали с ними форму оплаты. А мы давно разговаривали со своими клиентами в рознице, спрашивали об их потребностях, размышляли над структурой дохода, над тем, какой SKU даёт нам максимальное количество прибыли. Кто-то вообще ездил со своим экспедитором по доставке? Я ездил недавно вместо экспедитора, узнал много нового и о себе, и о компании, потому что ездил инкогнито. Когда ты начинаешь погружаться внутрь бизнеса, когда ты приближаешься к нему на расстояние вытянутой руки, тогда ты обнаруживаешь, что ты в стратосфере не всегда адекватен, что люди вообще живут другой жизнью, что у потребителя вообще другой запрос. Поэтому когда мы обсуждаем и говорим про прокрастинацию: какая прокрастинация, мне вздохнуть некогда, сейчас бизнес делать нужно, бежать максимально быстро, строить новые модели, спрашивать, что нужно твоим внутренним и внешним клиентам. Внешним клиентам, напуганным пандемией, потому что сейчас новая экономика одиночества, сейчас люди поняли, что в офис можно не ездить. У меня в одном из рынков, 4 из 6 топ-менеджеров не работают в рынке: один руководит из Израиля, другой из Азербайджана. Они меня спрашивают, приезжать ли им на совещания. Нет, закончились эти совещания, мы больше не можем перемещаться, мы будем учиться работать по видеосвязи.

Мир изменился и да, он не будет прежним, но нельзя ни в коем случае примерять на себя роль жертвы. Роль жертвы - самое нересурсное состояние. Сейчас самое время делать большой бизнес. Это невероятно интересно, экономика новая, требующая новых продуктов, у потребителя новые паттерны поведения и прямо сейчас рождается кто-то, о ком завтра будет писать Forbes.

Кирилл Фомичев: Мир изменился, а ваша мотивация, судя по данному спичу, не изменилась. Что мотивировало раньше, а что мотивирует сейчас? Менялась ли эта мотивация с течением времени?

Евгений Черняк: У меня ничего не поменялось. Я в лучшей форме за всю историю своего бизнеса: все ошибки я уже совершил, выводы из них сделал, опыт есть, с энергией всё нормально, есть команда, которая прошла со мной длинный путь: кто-то 20 лет, кто-то 30, кто-то присоединился сейчас.

Сегодня я собеседовал человека из большой табачной компании, потому что мне нужен трейд-маркетолог высочайшего уровня. Я сказал, что даю две зарплаты от того, что у него было. Все сейчас сокращаются, ужимаются, а я наоборот повышаю зарплаты. Рынок подвижен, сейчас нужно покупать интеллект, потому что капитал пляшет под дудку таланта. Нет других вариантов. Нужно привлечь таланты, громко заявить о себе: снижают зарплаты, оптимизируют людей, неполный рабочий день - все ко мне. И я принял того человека из табачной компании в трейд-маркетинг.

Кирилл Фомичев: Ваш канал — это как раз одна из возможностей находить такие таланты.

Евгений Черняк: Конечно. Никому об этом не говорите, потому что все думают, что это просто YouTube-проект. Сейчас это невероятное промо меня. Назовите это личным брендом, назовите другим качеством взаимоотношения с предполагаемыми соискателями или стратегией. На самом деле, это ни первое, ни второе, ни третье, это просто честно выполненная работа, когда ты отправляешь некий сигнал в рынок, этот сигнал слышат и часто присоединяются к твоей команде. Это первый раз ситуация, когда у меня 3-4 человека на каждую вакансию. И это здорово, я счастлив, я же бизнесмен в первую очередь, я не блогер. Но понятно, что 600 тысяч подписчиков меня мотивируют, и 500 тысяч в Instagram, и 200 тысяч на Facebook. Это огромная аудитория, в том числе это мой сигнал: я тут, вот мои принципы, кому подходит, приходите - плачу хорошие деньги. Но требую результат.

Кирилл Фомичев: Насколько это вообще важно в современном мире иметь личный бренд собственника или личный бренд компании?

Евгений Черняк: Здесь есть определённые риски, т.к. если ошибётся личный бренд, то это будет хейт компании. Но с другой стороны, если тебе есть, что сказать, нужно говорить. В медийном пространстве есть и не очень хорошие примеры: есть миллиардеры, которые скачут по YouTube, их заносит в политику, они бесконечно что-то комментируют, потом рэп они поют и т.д.

Вопрос же не в узнаваемости, а в лояльности, это я беру из маркетинга. Когда бренд узнаваем на 98%, но 97% из них говорят «вот этот придурок», то это не лояльность. А если ты узнаваем пусть на 30%, но 29,9% говорят, что к такому человеку пошли бы работать, то это личный бренд. Поэтому когда кто-то строит личный бренд - свой или компании, я рекомендую делать это, ориентируясь исключительно на лояльность, но не в коем случае не на узнаваемость.

Кирилл Фомичев: На один из прошлых вопросов вы рассказывали про ваш стартап, где вы являетесь инвестором в Америке. Можно ли параллельно быть менеджером, собственником и инвестором? Просто это всё-таки разный фокус.

Евгений Черняк: К сожалению, невозможно. Если бы было возможно, я бы это сделал. Пробовал несколько раз, у меня ни разу не получилось. У нас это получается хорошо с сыном. В тех компаниях, в которых он CEO, я инвестор. Но в тех компаниях, где CEO я, он, например, председатель или член наблюдательного совета. Я считаю, что нужно разделять наблюдательный совет и операционный бизнес. Наблюдательный совет в частной компании — это супердейственный инструмент.

Кирилл Фомичев: Вы говорили, что если кого-то нет в YouTube или инфопространстве, где есть его клиенты и потенциальные сотрудники, то его бизнес под угрозой. А если у человека нет необходимой харизмы и таланта для публичности, что делать?

Евгений Черняк: Пусть найдёт кого-то из своей компании, у кого есть необходимое качество, который расскажет о нём, вместо него самого. Так бывает и это нормально. Есть большое количество суперуспешных людей, которым не нужно в соцсети, их бренд — это их постамент. Понятно, что людям из первой пятёрки Forbes сейчас не обязательно быть в соцсетях. Но с другой стороны и отсутствовать опасно. Если ты занимаешься FMCG и ты на вершине пирамиды, если у тебя прямой потребитель твоего продукта, ты вынужден будешь быть в соцсетях. Либо сам, либо кто-то, кто о тебе расскажет и скажет: «Он там не появляется, занят, но это он меня научил быть таким». Кстати, фраза не моя, фраза сказана в WebMoney ребятами из компании Air, являющейся самым большим партнёром YouTube в СНГ. Именно они сказали, что если тебя нет в YouTube - это большой риск. Значит, там кто-то что-то скажет про тебя.

Кирилл Фомичев: Сейчас мы видим, что очень много людей из Forbes пошли в соцсети и в публичность. А есть ли обратный путь?

Евгений Черняк: Надеюсь, что есть.

Кирилл Фомичев: Т.е. можно ли попасть в Forbes изначально занимаясь личным брендом?

Евгений Черняк: Да, конечно, это очевидно, что сейчас новая экономика. Понимаете какая история: сейчас блогеры вдруг неожиданно для себя превратились в лидеров общественного мнения. А многие из них интеллектуально-личностно к этому не готовы. И по факту общество отправляет им запрос на разъяснение тех или иных стратегий, а им нечего объяснять. Потому что они мало читают, мало размышляют, мало могут написать самостоятельно, ответить на вопросы. Это же очень важно, это всё структурирование времени, мыслей, понимание того, как их упаковать в литературную форму. Сейчас, мне кажется, такое трансформационное время, в смысле того, что приблизительно до конца этого года уже сформируются те лидеры общественного мнения и те блогеры, которые возьмут на себя новостные функции. То, что раньше выполняли аналитические программы в телевизоре, сейчас на себя возьмут эти блогеры. Все остальные просто отвалятся, потому что и Facebook, и Instagram, и YouTube, и TikTok стремительно взрослеют, т.е. подростки 14-16 лет будут смещаться в другие соцсети. За TikTok придёт другой TikTok. Кстати про TikTok, вот позавчера это было совершенно невозможно, сегодня это площадка №1. Они в моём понимании победили YouTube. И контентом, и качеством, и анимацией, и внутренней логистикой, и цитируемостью и т.д. Я прогнозирую, что появится новая социальная сеть, где соберутся подростки, потому что задача TikTok сейчас, их внутренняя стратегия, максимально двигаться к аудитории, которая будет старше. Потому что она платёжеспособна, больше покупает, и она стремительно уходит из ТВ и кто-то должен её подхватить.

Очень надеюсь, что эти лидеры общественного мнения осознают свою социальную важность, прекратят эти мелкие переклички между собой, публичные скандалы и разные антисоциальные и аморальные поступки. Потому что на них смотрит огромная аудитория. Я же тоже, как вы понимаете: где я и где соцсети? Но тем не менее волна интереса мотивации к бизнесу вынесла меня на гребень этой волны. Я, ощущая свою ответственность, максимально развиваюсь, стараюсь отвечать на все вопросы, трачу своё время, и считаю, что это часть моей миссии - говорить с людьми о бизнесе честно. И я чувствую огромный отклик от этой истории: часто задают вопросы в личку, публично, зовут на разные рода конференции, пиком был Synergy Global Forum, когда выступал после Шварценеггера перед 20000 аудиторией. Вы понимаете, что такое 20000 аудитория?! У меня нет навыка, я не проходил навыки публичных выступлений, смотрел только Гандапаса. Я сделал шаг на сцену и понял: всё, чем ты занимался до этого, своим бизнесом — это всё лёгкая прогулка, а потом попробуй 20 тысячам человек скажи что-то. Я без подтанцовки, не сыпал деньги с потолка, не было у меня никакого вокально-инструментального ансамбля за спиной, я вышел с одним микрофоном и мне нужно говорить то, что есть в голове. У меня не было скриптов, то есть я отвечал на прямые вопросы. Это навык, это то, что даёт новая экономика, это то, что даёт новое цифровое общество, это новый запрос. Поэтому я всё-таки уверен, что это мне в том числе даёт эмоцию и когда блогеры кокетничают, как им тяжело это делать. Нет, неправда. Публика всегда задаёт правильные вопросы. Кстати, я уверен, что и в этой конференции нет людей, которые не знают того, о чём я говорю. Мы все это знаем, нет никаких супер тайн: нет успешного успеха, нужно просто ежедневно работать работу. Всё.

Кирилл Фомичев: Это действительно может принести компании большую эффективность. Но многие сейчас боятся идти в эту историю с публичностью, чтобы не было ассоциации у людей с этими блогерами, инфобизнесменами и так далее. Как здесь правильнее действовать?

Евгений Черняк: Не быть инфобизнесменом, если ты не хочешь им быть. Я много раз говорил и говорю сейчас: у Портнягина лучшая картинка в русскоязычном YouTube. Мы можем что угодно о нём говорить. Да, наверное, у него нет бизнеса и, наверное, он не имел права говорить о том, что у него есть бизнес. Но я его подписчик, я смотрю на его эволюцию, как бизнес-блогера. И я нахожу у него ценность. Во-первых, это эстетически красиво, во-вторых, у него есть ценность. Т.е. если я хочу провести какое-то количество времени с пользой, то я на него смотрю. Поэтому хейт инфобизнесменов мне вообще не понятен. Если это вас мотивирует, если вы находите какие-то знания, если вам добавляет это ценность, смотрите его. А кто-то пусть читает книги. Меня больше всего, например, поразило выступление Джека Уэлча в Madison Square Garden. Я никогда его не забуду. Он просто в сердце мне попал. Во-первых, он мой кумир, а во-вторых, я прочитал всё, что написано им и о нём. И вдруг я попадаю на его живое выступление, это эмоции, которые будут идти со мной всю жизнь и они меня очень здорово ускорили. С другой стороны, перед ним за два спича выступал Джордан Белфорт, волк с Уолл-стрит, это вообще другая история, другой сценарий, какой-то атомный реактор, вибрации, от которых зал просто штормило. Я не знаю, как один человек может так качать зал, но тем не менее я видел это. Я считаю, что если вас вставляет YouTube, какой-то блогер, да кто бы он ни был, это здорово. Если нужны академические знания, читайте фундаментальные книги. Если нужен нетворкинг, в том числе подтверждение того, что вы крутой специалист, MBA - классная штука,но нужно выбирать правильные школы. Или пользоваться всем вместе. У каждого свой движок. Меня просто на части разрывает Нассим Талеб, такая энергия в этой книге, я читаю её второй раз. Это крутые знания, помноженные на энергию, экспертизу рынка и литературное оформление всех этих знаний. Поэтому кому что нравится, то и делайте. Лишь бы точно каждый человек понимал, что научиться учиться - это главный навык. Нужно совершенствоваться каждый день, нужно сравнивать себя с собой вчерашним, если ты ускорился, увеличил экспертизу и мотивацию — всё супер, ты движешься в правильном направлении.

Кирилл Фомичев: А чему тогда сейчас стоит учиться, у кого и как, если любой контент можно найти в интернете, любого профессора из Стэнфорда, России, Америки, Европы и так далее.

Евгений Черняк: Комбинировать. Нет ни одних знаний, которых нет в YouTube.

Кирилл Фомичев: Нужно ли MBA?

Евгений Черняк: Если кого-то это мотивирует — нужно. Движок найти свой нужно. Кто-то хочет принести, не знаю, повесить у себя в кабинете диплом, ну так это здорово. Вы же знаете, как построен MBA: успешные кейсы успешных компаний. Значит если у тебя есть два года и лишние 100 тысяч долларов на диплом в кабинете, здорово, нужно идти и учиться. Потому что я знаю компании, которые принимают только с MBA. Правильно это или нет, мы можем рассуждать. Но то, что это конкурентное преимущество - совершенно точно. Если за 100 тысяч долларов ты хочешь купить себе конкурентное преимущество и есть у тебя на это время или может быть за тебя платит компания, вперёд, это здорово. Я, например, прочитал всё, что касается даже отдалённо бизнес-литературы. И сейчас с удивлением вдруг понял, слышал эту мысль не только у себя, что художественная литература может мотивировать не меньше, чем бизнес литература. Поэтому я с удовольствием бесконечно перечитываю Быкова, Есенина, Довлатова и нахожу в этом не меньше вдохновения для бизнеса, чем от бизнес-лидеров.

Кирилл Фомичев: А когда успеваете читать, сколько времени выделяете на YouTube, параллельно управляя компанией?

Евгений Черняк: Я открою вам секрет: когда я управляю компанией, у меня может быть наушник, в котором я могу слушать лекцию, такое бывает. Ровно до тех пор, пока моей концентрации, даже с учётом наушника, хватает, чтобы вести совещание. Как только мне нужно сосредоточиться, я могу выключить и телефон, и компьютер, и наушник, максимально погрузиться и сосредоточиться. Новая валюта нашего времени - это концентрация. При том количестве гигабайтов, которые проводятся через наш мозг, очень важно сосредоточиться на главных вещах в важное время. Принять правильные решения, зафиксировать, подтянуть ресурсы, определить тайминги, отправить команды, достигнуть результата.

А я ещё летаю через океан, бывает два раза в неделю, и бегаю кроссы. Ещё в моей жизни есть такое упражнение: ходить по дорожке, вот тут вы меня точно не увидите без наушников, где одновременно могут идти новостные/бизнес каналы по телевизору и обязательно передо мной будет стоять планшет.

Кирилл Фомичев: Расскажите про негативный опыт или про личный страх, который помог выйти на новый виток развития.

Евгений Черняк: Публичные выступления. У меня был по этому поводу страх и я никогда бы не поверил, что сделаю это. А после этого я точно понимаю, что мне вообще нечего бояться, потому что страх публичных выступлений — это как страх смерти. Его так классифицируют психотерапевты. Когда Григорий Аветов, ректор университета Синергия, проводя внутренний опрос, сказал, что по результатам я был на первом месте, а на втором Шварценеггер, безусловно, я был счастлив. Когда Арнольд шёл к сцене, я был за сценой, вы понимаете, это человек из твоего детства, с плаката, и он идёт выступать перед тобой. Т.е. это такие эмоции, что я рекомендую такие вибрации искать в жизни, они дороже всех денег.

Кирилл Фомичев: Здесь две проблемы получается. Первая: многие не понимают, что в современном мире без личного бренда и публичности нельзя. Вторая: нужно переступить и выйти на эту сцену.

Евгений Черняк: Тот, кто поймёт поймёт первое, сделает второе. Сейчас время, к сожалению, тех, кто пропадает без вести между словами и делами. Сейчас все красиво говорят, но на самом деле не много людей, которые правильно делают. А вот этот переход от слов к делу и есть трансформационно-рисковый. Там теряется большинство людей. Пользуясь терминологией Нассима Талеба, это мир интеллектуальных идиотов. Это люди, которые всё понимают, правильно говорят, читают правильную литературу, смотрят правильные YouTube-передачи, а по факту делают что-то не так. Я с Нассимом Талебом абсолютно согласен, потому что ты можешь говорить что угодно, но важно, что ты делаешь в 9 часов вечера в своём офисе. Если ты прочитал 300 книг и ничего не применил, то ты просто читатель, у тебя есть абонемент на посещение библиотеки. А бизнесмен ты тогда, когда прочитал книгу, сделал вывод, подтянул ресурсы, применил это у себя, правильно замотивировал людей, выставил им правильные индикаторы эффективности, правильно определил точку конечного движения и двинулся с командой.

Кирилл Фомичев: А за кем, помимо Нассима Талеба, следите и откуда узнаёте тренды, как принимаете решения во что инвестировать?

Евгений Черняк: У меня есть андеррайтер всех процессов в этом смысле - мой сын. Он без меня инвестирует, я без него — нет.

Где получаю энергию: я просматриваю всё, что касается бизнеса в YouTube и трачу на это действительно много времени. Потому что мне в том числе ещё и важно, что делают конкурентные каналы в этом сегменте.

Кирилл Фомичев: Евгений, порекомендуйте, что сейчас людям нужно делать, как и куда двигаться, чтобы достигать больших результатов.

Евгений Черняк: Это мой четвёртый кризис. И каждый раз, заходя в кризис, ты думал, что всё, конец. А ещё кризис имеет определённую инерцию, ты как бы сделал уже набор правильных вещей, а негативные события продолжают нарастать, просто потому что есть инерция. Испуганный менеджер не принимает правильных решений, поэтому нужно быть максимально спокойным. Нельзя дать ситуации завести себя в нересурсное состояние. Всегда кажется, что весь мир против тебя, нечего делать, ужас, всё закончилось, рынки падают, потребители не платят. Нет. Чем сильнее ветер, тем больше нужно строить ветряных мельниц, насколько это возможно.