Удивительное дело: на консультацию вроде пришел клиент, но почему-то специалист тоже рассказывает истории из жизни.
Профессионал ли перед вами или недоучка, как понять?
Контакт? - Есть контакт.
В начале работы есть важная стадия формирования контакта. Чаще всего в этот момент психолог слушает вас, задаёт вопросы о вас и вообще всячески старается узнать побольше о вашем состоянии и типичных реакциях. Но одновременно в этот же момент бывает важно рассказать, что какой-то ваш опыт понятен самому психологу. Это не обязательно. Более того, для некоторых людей наоборот важно оставаться в ощущении, что психолог настолько хорошо понимает жизнь, что уж с ним-то такого точно никогда не случалось. Но некоторым клиентам бывает крайне важно не только получить принятие, но и узнать о личном опыте специалиста. Обычно психолог понимает это по вашим невербальным реакциям. И если важно, то делится.
Техника "саморасскрытие"
Для историй о себе есть даже специальное название. Саморасскрытие используется, когда опыт из своей жизни специалист посчитал полезным для клиента. Не в смысле "Я сделал так и теле тоже советую". А скорее как возможность показать, что чувства клиента нормальны. Что не разобраться с первой секунды и переживать естественно для людей. Или что дальше обычно бывает лучше. Такие мини-вставки из жизни психолога помогают расширить опыт, увидеть другого в похожих чувствах и перестать отталкивать себя. Вот психолог и ему было плохо, и я его не ненавижу от этого. Может можно и себя простить?
Кому такое не по вкусу
Сложнее всего обходиться с историями человека в кресле напротив тем людям, кому в целом сложно признавать других людей живыми и чувствующими.
Они не монстры и не социофобы. Просто им больно и страшно сближаться. Время от времени психолог может позволить себе мягкую провокацию: показать такому клиенту свою настоящесть. И посмотреть, готов ли человек смотреть на эту тему страха контакта. Или пока не готов. Оба варианта одинаково хороши и являются просто информацией для дальнейшей работы.