Найти тему

Что такое мандала?

Это циркулярное изображение, являющееся архетипическим символом психической целостности человека.

Карл Густав Юнг идентифицировал мандалу как архетипический символ человеческого совершенства – ныне она используется в психотерапии в качестве средства достижения полноты понимания собственного «Я».

«Когда Юнг был в Индии, он разговаривал с ламаистским священником о функциях мандалы в тибетском буддизме и узнал от него, что имеющиеся в храме мандалы не используются во время богослужений, а вместо этого служат вспомогательным инструментом при медитации. Такое использование мандал в чем-то аналогично практике направленного воображения, которая предполагает создание клиентом собственной мандалы. Если человек переживает религиозный конфликт или имеет серьезные личные проблемы, он самостоятельно создает мандалу и благодаря этому разрешает конфликт» (Harding, 1953, р. 391).

Идея о том, что символы включают универсальные и личные содержания, основана на сравнительных исследованиях символических образов, характерных для доисторических, примитивных и зрелых культур. В истории мандала всегда выступала в качестве символа психической интеграции; она отражает не только актуальное состояние личности, но и потенциал ее развития. Поэтому посредством интерпретации архетипического содержания мандал можно оценить сильные и слабые стороны «Я».

С юнгианской точки зрения символы отражают отношения между сознанием и бессознательным, а потому доступны для восприятия любого человека. Они включают как положительные, так и отрицательные значения и сами по себе не могут являться однозначными признаками какой-либо патологии.

Само слово «мандала» в переводе с санскрита означает «круг».
В словаре Уэбстера приводится следующее толкование данного понятия: «Мандала — цир-кулярный образ, содержащий концентрические геометрические формы, образы или изображения божеств и т. д. и символизирующий в индуизме или буддизме вселенную, единство и целостность».

Мандала может рассматриваться как сосуд, который вмещает в себя все содержание психики — как сознания, так и бессознательного. Даже отсутствие в мандале того или иного цвета может многое сказать о вытеснении определенных переживаний.

В традиционной мандале 5 элементов: пространство, земля, вода, огонь, небо; 5 цветов: синий, красный, желтый, зеленый, белый.

В личных мандалах используется большее количество элементов и цветов, для полного выражения своего «Я».

Феномен мандалы не ограничивается религиозней и психотерапевтической практикой, но может также использоваться в качестве средства самопознания. Держась за нить Ариадны, человек отправляется на поиски самого себя, не имея никаких гарантий того, что ему удастся дойти до конечного пункта своего путешествия. Им движет надежда на преображение. Мандалы передают при этом разные формы бытия, привычные и странные переживания, а иногда также опыт важных открытий.

Каждая мандала уникальна, нет двух идентичных мандал и, даже созданные одним человеком мандалы, с течением времени изменяются. Это связано с понятием процесса психических изменений.

В ходе создания мандалы задействуются как активные, так и рецептивные аспекты психики и проявляются те ее качества, которые обычно не проявлены в обыденной жизни. Ценность рисования мандал заключается в их стимулирующем воздействии на психическую жизнь. Независимо от того, нравится человеку или нет выполненная им работа, он все равно создал что-то новое. Правда, чтобы он это осознал, его восприятие реальности и самого себя должно измениться.

Восприятие мандалы представляет собой процесс, предполагающий некий диалог и взаимодействие. Невербальный, иррациональный, интуитивный способ познания может быть при этом столь же валидным, как и рациональный, аналитический.

Говоря об интеграции, Прогофф приводит хасидский текст: «Это дорога, но не та дорога, по которой просто идут. Это дорога, которую ты создаешь своими руками. Один за другим ты носишь тяжелые камни и потом мостишь ими свой путь. Дорога возникает у тебя под ногами, ибо реальность - это не символ, который ты интерпретируешь. Реальность, как и отношения человека с истиной, растет как ткань его жизни» (Progoff, 1963, р. 212).

Всякая мандала является продуктом индивидуального творчества, создаваемым в определенное время и в определенном месте. Поэтому она всегда уникальна и не может быть в точности повторена. Проблемы, радости, тревоги, аффекты, физическое состояние организма и многое другое — все это находит свое отражение в мандале, которая может рассматриваться в качестве голограммы. Большинство людей, несмотря на отсутствие у них опыта предшествующей изобразительной деятельности, достаточно легко создают абстрактные композиции.

Я в Instagram
@repina_psy
Подписывайтесь