70-е.Боевые искусства ворвались вместе с Брюсом Ли на мировые экраны. Это была всепоглощающая мода. Не сиюминутная, а продолжительностью почти три десятилетия.
Советский кинематограф, а затем и его продолжение в 90-х уже под вывеской «Российского», хоть и с большим запозданием, но, все же, тоже подвергся искушению.
«Наши» боевики «про каратэ» стали выходить с завидной регулярностью. Конечно же, они не дотягивали до эталонов Запада, но зато содержали российский колорит и были про тех самых суперменов в кимоно ...
1. «Пираты ХХ века» (1979). Фильм-сенсация, на который валили толпами. Шли все: девочки посмотреть на красавца и харизматика Николая Еременко, мальчики за советским боевиком.
Эта картина – наш первый без преувеличения блокбастер, вместивший в себя и приключения, и перестрелки. Но интересовало тогда всех, по большому счету, ОДНО - сцены с приемами рукопашного боя. И всем этим мы обязаны нашему мастеру боевых искусств – Тадеушу Касьянову.
Именно этот проповедник боевых искусств в СССР поставил все боевые сцены и исполнил запоминающуюся роль Боцмана.
2. «Фанат» (1989). Еще один легендарный боевик. На этот раз с особенностями «перестроечного» периода. Если в «Пиратах» была романтика и героический образ советского мужчины, то тут сломанная судьба простого, почти беспризорного мальчишки, нашедшего свое место среди бандитов благодаря своим навыкам каратэ.
3. «Непобедимый» (1983). Также один из лучших фильмов на тематику боевых искусств. Про солдата, который отправляется на Восток изучать приемы самообороны. Мало кто знает, но главный персонаж – есть прообраз патриарха всей советской школы борьбы и САМБО в частности – Анатолия Харлампиева.
4. «По прозвищу зверь» (1990). Молодой Дмитрий Певцов, который исполнил в этом фильме роль спецназовца и телохранителя обеспеченной мадам, сразу же полюбился зрителю.
Накачанные торс, плечи и высокие размашистые удары ногами отсылали к Ван Дамму, а чувство справедливости и невозмутимость при стычках с бандитами… к нему же.
5. «Курьер на Восток» (1991). Если все еще спорите, что лучше в драке борьба или каратэ, то … это фильм заставит дискутировать еще больше. Сначала «двойной нельсон» лучше удара ногой. Потом «йоко гери» берет верх.
Для тех, кто ничего не понял – это захватывающая история детдомовца Алана, который встал на кривую дорожку криминала.
Отличительная черта ленты – очень зрелищные, но не лишенные реалистичности схватки. Во-многом, это заслуга реального мастера боевых искусств и одного из исполнителя ключевой роли – актера Владимира Бородина.
6. «Человек в зеленом кимоно» (1991). Режиссерский дебют «Казбека» (из к/ф «Фанат») - актера Бориса Кантемирова. Вышло ли хорошо? В плане рассказанной истории, наверное, нет. Но для неискушенного советским боевым кино зрителя показалось шедевром. Вновь из-за сцен с каратэ, которых тут было в изобилии.
Фильм полностью наследует гонконгские идеи на голливудский лад: «Чье кунг-фу сильнее?». Забавно, что в ленте были и своя «Синтия Ротрок», и «Джеки Чан».
7. «Мастер Востока» (1992). Депрессивная и все еще советская история корейского мастера боевых искусств, у которого по трагической случайности братки убивают «брата». Святая месть мастера не заставит себя долго ждать.
Фильм необычен тем, что в нем показано не популярные тогда каратэ или самбо, а некое подобие ушу. Вышло, как полагается, наивно, нереалистично, но со своей изюминкой.
Еще бы оператор лучше знал, как снимать боевые сцены, потому что большинство из них сделаны довольно безграмотно. Темно и с крупным планом, где вообще непонятно, кто кого приложил.
Но, тем не менее, картина завоевала сердца зрителей - ведь она была вновь про "бандитов и каратэ" и ее с маниакальным усердием "крутили" по ТВ.
Почитать также интересное: Кто из актеров фильма "Фанат" реально знал каратэ