Найти в Дзене
Наташа Свешникова

Пророк без чести...

Оглавление

Никогда не понимала, почему такое поклонение вызывает Толстой. Неприятный и эксцентричный тип. Вечно в каких-то диаметрально противоположных метаниях. Его творчество у меня не вызывало восторгов, особенно тошнотворные герои-моралисты, которых он писал с себя. Может быть, я что-то гениальное упустила?

-2

В великом писателе вполне может жить и великий дурак. Толстой часто «рубил с плеча», решая сложнейшие вопросы мировой цивилизации «по-дурацки», как он говорил, на основании трезвого, мужицкого отношения.

Я испытываю к нему с его духовным ригоризмом умственную неприязнь. Какая-то коллекция комплексов и неуемная гордыня. Да и гадкого по отношению к России было в нем хоть отбавляй.

-3

И потом, какой бы великий художник вы ни были, каким бы великим философом вы себя ни мнили, а все же нельзя безнаказанно презирать свое отечество и лучшие исторические страницы его славы.

Вся философия «учителя человечества» и новая религия звучит как бред мечтателя-графа! Он чувственная натура – это да! Он видел войну – много смертей! Конечно, ему было противно и зло и наказание, он состраданием буквально наполнен и переполнен! Но его знания обычные, мирские.

О каком богословии он смог бы толковать? Если священники, которые с детства служили и принимали исповеди от тысячи людей, подобных ему, - и те не покушались на какие-то теоретические религиозные новшества.

«Спасайся сам, и вокруг тебя спасутся тысячи», - говорил св. Серафим Саровский. С Толстым произошло всё до наоборот. Он занялся богоискательством, вступил в масонскую ложу и решил ни больше ни меньше реформировать христианство. Ощутив себя пророком, богоборец забыл завет Христа: «Не судите». Ведь первейшей обязанностью христианина является борьба со своими собственными пороками и душевными недугами, а не с чужими грехами. Тем более, что собственных погрешностей за Толстым было «записано» более чем достаточно.

-4

До тех пор, пока Лев Николаевич следовал национальной традиции, его литературный дар сиял яркой звездой на небосклоне русской словесности. Когда же чуждые русскому человеку идеи завладели душой властителя дум и чувств, произведения Толстого наполнились ядом, отравляя русские сердца местью и злобой, насаждая в них безверие и отрицание.

Вот что писал о патриотизме «славянский Руссо», который каждый день шаг за шагом расшатывал устои существующего строя. Патриотизм — "yдepжaтeльный", чтоб удержать завоеванное, и патриотизм — "восстановительный", чтоб возвратить отнятое, самый вредный, ибо самый злобный. Эгоизм — чувство естественное, прирожденное, патриотизм — приобретенное. Надо заботиться о слабости своего отечества, об его уменьшении, а не наоборот".

-5

И тут же Толстого как символ борьбы «со старым миром» подняли на щит большевики. В итоге миллионы запутанных россиян, следуя по пути, отразившимся в «зеркале русской революции» (название статьи Ленина), сами отлучили себя от Церкви. Исход известен: кровавая смута, уничтожившая цвет русской нации, «обесточившая» Россию на многие годы и до сего дня.

-6

Если в СССР еще присутствовал некий пласт думающих и образованных людей, то Перестройка окончательно перестроила сознание широкой массы людей в колбасно-словарное мышление. А «Народ, не имеющий национального самосознания – есть навоз, на котором произрастают другие народы» (П.А.Столыпин).

-7

Толстой сам отлучил себя от России. А ведь сколько пользы он как писатель и гражданин мог принести стране, своему народу. И потом его склонность к работе для «улучшения мира», во мне почему-то всегда вызывала к нему ледяное недоверие. Я видела в нем человека с несколькими моралями. Сдается мне, он не любил людей. Толстой поглощал людей. Всех, кто к нему приближался, он поглощал без остатка.

-8

Я часто задаю себе вопрос, отчего мне интересно творчество Достоевского и равнодушно отношусь к Толстому. Более того я не чувствую какого-то внутреннего единения с тем, о чем он пишет. И кажется, я нашла ответ. Достоевский чувствовал боль конкретного человека, сам пройдя через страдания и лишения. А Толстой, пресытившись светской жизнью и не найдя там смысла этой самой жизни, начал размышлять о смысле абстрактном. Достоевский любил конкретного маленького человека, а Толстой - человечество, в общем.

Даже, не беря во внимание романы Достоевского (как бы эта моя фраза не звучала кощунственно), а лишь изучая его жизнь, духовные переживания, характер, отношение к людям, миру, Богу… Этого достаточно что бы преклоняться и благоговеть!

Уместно будет привести выдержку из книги «Опавшие листья» одного из любимых мною писателя Василия Розанова. Со своим откровенным максимализмом он многих судил очень строго. «Любить можно то или того, о ком сердце болит", а ни у Гоголя, ни у Толстого с Соловьевым не было ничего о чем "душе болеть, и от этого я их не любил".

-10

И все-таки, почему большой русский писатель оказался в плену столь разрушительных идей и воззрений? Историки и литературоведы хранят гробовое молчание. Это понятно. Кому хочется говорить, что таким Толстой стал после духовного приобщения к иудаизму. Сотни изречений из Талмуда и других источников иудаизма Толстой включил в некоторые свои произведения. Что мы знаем об этом? Практически ничего.

-11

Как известно, Толстой не учился в классической русской гимназии, не окончил Казанский университет, он был отчислен за неуспеваемость (я сама родом из Казани). И вдруг решил в 55 лет пополнить свои знания, беря уроки у раввина-законоучителя!? А после завершения курса обучения публикует свой трактат «В чем моя вера?». Где он откровенно заявляет, что современная жизнь не может испытывать «ничего, кроме презрения и ненависти ко всем христианским церквам: католической, православной и протестантской, т.к. в них нет правды» (статья сотрудника музея-заповедника «Ясная Поляна» А. Плякина).

Л.Л. Толстой (1869-1945)
Л.Л. Толстой (1869-1945)

Лев Львович Толстой, сын писателя, очень откровенно пишет о том вреде, который причинил его отец России, в книге «Правда о моем отце». http://tolstoy-lit.ru/tolstoy/vospominaniya/pravda-ob-otce/v-druzya-gosti-posetiteli-i-palomniki.htm

-13

Интересны были результаты опроса, проведенного газетой «Руль» сразу после кончины Толстого. Корреспонденты обратились к священнослужителям разных конфессий с вопросом: будет ли их церковь служить панихиду по Толстому? Кто отказался, кто воздержался, только раввин Я.И. Мазэ сказал, что «мы будем молиться о Толстом как о еврейском праведнике».

Причина появления на свет моей статьи: тревога за «мозги» общества и будущее России. Умение отделять зёрна от плевел, на мой взгляд, имеет большую практическую ценность.

-14