Найти в Дзене

Детская жестокость

Дернуть кошку за хвост, поджечь муравейник, пнуть собаку- что движет ребенком, когда он проявляет жестокость к животным, и когда такое поведение должно насторожить родителя? Сегодня поговорим о сложной, но очень важной теме.

Когда ребенок причиняет вред живому существу, им могут двигать совершенно разные мотивы: любопытство, страх, импульсивность, агрессия, стадный инстинкт. Задача родителя- правильно понять причину жестокого поведения, и работать именно с ней.

Любопытство. Что внутри у рыбки? Почему котенок пищит? Умеет ли жук летать без крыльев? Это нормальные вопросы для детей до 4 лет, и от реакции родителей во многом зависит будущее отношение как к животным, так и познавательному интересу.

Что делать?

  • останавливать попытки ребенка причинить вред
  • объяснять, что животному больно
  • удовлетворять любопытство: рассказать о жизни и повадках зверя, его особенностях и условиях жизни
  • не ругать малыша за случайно причиненный вред: понимание своей ответственности придет к ним попозже.

Страх. Когда человек сталкивается с чем-то, что его пугает, первое желание это «что-то» уничтожить. Особенно ярко такая реакция проявляется у детей, которые боятся насекомых, пауков, дождевых червей и гусениц.

Что делать?

  • в любом возрасте объяснять, что бояться это нормально, но мы не должны давать страху управлять нами.
  • Рассказывать о том, что даже маленький человек сильнее, чем даже самое страшное насекомое, а задача сильного- мудро распоряжаться своей силой.

Агрессия. Целенаправленная жестокость по отношению к животным может быть следствием подавленной агрессии и попыткой вернуть себе чувство контроля. Если в семье практикуется эмоциональное или физическое насилие, то через жестокость к животным ребенок примеряет на себя роль старшего.

Что делать?

  • работать с первопричинами и искать «точку входа» в ситуацию, где у ребенка появилась агрессия, с которой он не смог адекватно справиться.
-2

Импульсивность. «Бей или беги»- эволюционный механизм развития, который сделал возможным выживание человечества. Поэтому некоторые дети могут ударить собаку, которая заигравшись укусила, или сжать попугая, клюнул за ухо. Это «животный» уровень реакции, с которым нужно работать.

Что делать?

  • Умение сдерживать свою импульсивность обычно растет вместе с ребенком, и постепенно формируется к 8-10 годам.
  • Если импульсивность проявлена очень сильно, стоит обратить за помощью к нейропсихологу и практиковать упражнения для развития управляющих функций мозга.
-3

Быть как все. Еще один эволюционный механизм, который иногда берет верх над рациональным началом, -следование за стаей, а в нашем случае за коллективом. Единицы мальчишек сами по себе испытывают желание глушить лягушек, но оказавшись в группе, где кто-то предложил такое развлечение, лишь единицы могут от него отказаться. Это не оправдывает жестокость детей и подростков, но является сигналом родителям о том, что привязанность между ребенком и вами (а также всеми правилами, нормами, принципами вашей семьи) ослабла и нуждается в подпитке.

Что делать?

  • укреплять связь с ребенком
  • при необходимости отделить ребенка от коллектива, общение с которыми провоцирует на жестокость
  • развивать чуткость, сопереживание
  • формировать ответственность за свои поступки

Друзья, а вы сталкивались с детской жестокостью? Как реагируете на нее?