Капитан Алехин в конце фильма "В августе 44-го" представившись сотрудником военной комендатуры около 15 минут фильма пытается понять кто перед ним: группа немецких диверсантов или настоящие советские офицеры, которые идут через лес.
Он расспрашивает их о том куда они идут, смотрит кто из них левша, сверяет портреты с ориентировками, смотрит документы, просит еще документы и лишь в тот момент, когда "офицеров" требуют показать вещь-мешок они прокалываются. Там ведь рация.
В конечном итоге тогда можно было пропустить все эти прелюдии с проверкой документов и расспросами, а просто попросить показать вещи для осмотра. Ну а что, если бы рации при них не было? Значит все, отпустили бы? На самом деле понять что это немецкая диверсионная группа "Неман" можно было еще на этапе проверки документов:
Что герой думает про документы, которые ему предлагают "офицеры":
Поверка документов их не волнует и ничего наверное не даст... серия, номер, фотокарточка... подпись командира части натуральна... фактура бумаги, плотность... Все безупречно, все соответствует, но что-то в них не так.
То есть документы слишком идеальные. А ведь слишком идеальные документы и были поводом задуматься об их "настоящести" в военное время.
Есть такая легенда, что контрразведка легко вычисляла немецких диверсантов по скрепкам в документах. Немцы ставили скрепки из нержавейки, а наши настоящие документы имели железные скрепки, которые оставляли следы ржавчины на бумаге.
Кроме всего этого смотрели и другие документы. Одинаковый ли шрифт, степень изношенности. Если документы новые, то ржавчины на них не будет. Но тут перед Алехиным была группа офицеров фронтовиков. Так что догадаться было не сложно.
В общем, если бы капитан получил только один документ, то еще можно было бы сомневаться. А у него тут целый набор.
Но что можно возразить этой теории? Можно сказать, что история про скрепки миф. Можно сказать, что к 1944 году немцы уже научились подделывать документы и поймать их было уже невозможно. На самом деле все это не совсем так.
Вот вам реальный случай:
17 мая 1944 года сержант пограничных войск НКВД Максименко в белорусском городе Чериков задержал подозрительного гражданина. В описании вещей изъятых при задержании можно увидеть интересную запись:
Шрифт грубый, расплывчатый. Скрепка из нержавеющей стали. Фотокарточка на Глянцевой бумаге.
И это не единичный случай. Пограничники действительно задерживали шпионов с "идеальными" документами. В фильме почему-то об этом не упоминается. А жаль. Прецедент имел место.
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи и ставьте нравится.