Наверное, ни одно другое место не овеяно настолько романтикой, как Крым. Здесь каждый камень, каждая тропинка хранят воспоминания о великом и героическом, о подвигах во имя свободы, Родины и Любви.
Перед нами книга, выпущенная издательством «Таврида», с непередаваемым трепетом и восторгом повествующая о любви к Крыму и о возлюбленных, которых Крым соединил.
Венчают истории Екатерина II и Григорий Потемкин. С их именами многое здесь связано. Собственно, без Светлейшего князя, пожалуй, и русского Крыма не было бы.
«В Инкермане Светлейший князь приготовил сюрприз. Во время обеда заиграла музыка, на огромных дворцовых окнах раздвинули занавесы, и гости увидели великолепную панораму севастопольского рейда, где выстроились суда Черноморского флота: 3 корабля, 12 фрегатов, 20 мелких судов, 3 бомбардирских и 2 брандера. По сигналу Потемкина корабль «Слава Екатерины» поднял флаг, и тотчас прогремел салют: 12 выстрелов с каждого судна, а с флагманского корабля отвечали 9 пушек. Так Светлейший продемонстрировал иностранным послам: Россия – сильное государство, она сумеет себя защитить». Так Потемкин признавался в любви не только императрице, но и любимой.
Как благословение Екатерины, Крым стал любимым местом отдыхом венценосных пар XIX века. Прекрасная Ливадия, которая была построена для императрицы Марии Александровны любящим (на тот момент) Александром II, связывает почти все императорские пары.
Если Ливадия – это императорская часть, то Ялта – это история Чехова и Книппер, Феодосия – супругов Грин, Коктебель – Цветаевой и Эфрона, а еще это зарождение легенды Черубины де Габриак – мистификация, которая стала результатом любви Волошина и Дмитриевой. Писать Лиля (Дмитриева) стала под влиянием Волошина, однако особым талантом (в тот-то век!) она не обладала, поэтому печататься стеснялась. Тогда и была срежиссирована история Черубины. «Габриаками местные старожилы и теперь называют причудливые виноградные корни. Тот, что занял свое место в интерьере дома поэта, был найден неподалеку от мыса Мальчин, он был выточен волнами и имел одну руку, одну ногу и собачью морду. Этот обломок Макс презентовал Лиле», подарив заодно и выдуманную фамилию.
Чтобы ореол тайны еще больше окутал образ будущей поэтессы, были придуманы якобы автобиографические стихи, по которым складывался образ католички, испанки, аристократки, «красивой и несчастной». В Черубину влюблены были многие, ей верили, ее боготворили. «Когда испанская аристократка сказала, что опасна больна, на первых страницах газет появлялись сводки о состоянии ее здоровья. Когда, выздоровев, она отправлялась к родне во Францию, билеты на Парижский поезд были раскуплены в считанные часы. Так же, как яд в аптеках, когда Черубина, вернувшись в Петербург, по настоянию своего исповедника-иезуита дала обет постричься в монахини. Если учесть, что Черубину никто никогда не видел, - истинное безумие!»
Херсонес же навсегда связал судьбы Ахматовой и Гумилева.
В поэме «У самого моря», которую Гумилев очень любил и просил посвятить ему, Ахматова писала историю их любви:
Сероглаз был высокий мальчик, На полгода меня моложе. Он принес мне белые розы, Мускатные белые розы, И спросил меня кротко: «Можно С тобой посидеть на камнях?» Я смеялась: «На что мне розы? Только колются больно!» — «Что же, Он ответил, — тогда мне делать, Если так я в тебя влюбился». И мне стало обидно: «Глупый! - Я спросила, — что ты — царевич?» Это был сероглазый мальчик, На полгода меня моложе. «Я хочу на тебе жениться, — Он сказал, — скоро стану взрослым И поеду с тобой на север…» Заплакал высокий мальчик, Оттого что я не хотела Ни роз, ни ехать на север. Плохо я его утешала: «Подумай, я буду царицей, На что мне такого мужа?» «Ну, тогда я стану монахом, — Он сказал, — у вас в Херсонесе». «Нет, не надо лучше: монахи Только делают, что умирают. Как придешь — одного хоронят, А другие, знаешь, не плачут». Ушел не простившись мальчик, Унес мускатные розы, И я его отпустила, Не сказала: «Побудь со мною». А тайная боль разлуки Застонала белою чайкой Над серой полынной степью, Над пустынной, мертвой Корсунью. Такая книга – лучшее чтение, если вы сейчас бродите по тропинкам Крыма. Это замечательное чтение в любом случае, ведь это книга о любви, высокой, настоящей.
«В нашей книге собраны истории любви – увлекательное, волнующее погружение в душевные переживания выдающихся людей прошедших времен. Здесь, в Крыму, околдованные красотой романтической природы, очарованные пряными крымскими ночами и шепотом волн Черного моря, они любили, мечтали о счастье, радовались, разочаровывались и страдали. Их чувства – страстные, яркие, искренние, живые – не умерли, не исчезли. Они обогащают наш мир, рассказывают нам, живущим сегодня, о величии человеческого сердца».