РАФ-977Д "Latvija", бежевый с коричневыми полосами, 1965-1968 (01?/1961 – 12?/1968). В 1965 г. микроавтобус претерпел ряд изменений: исчезли окна на скатах крыши и в закруглениях задней части кузова, поменялись дверные петли и были приподняты задние фонари.
ПАЗ-652Б, белый с бирюзовой полосой, госномер: 90-12 соч, 1966-1968 (09/1963 – 11/1968). Шесть люков на крыше, молдинги меньшей ширины, задняя светотехника, упрощенные бампера, гнезда для буксирных проушин указывают на модификацию «Б». Где-то в апреле 1966 г. изменилась форма габаритных огней на крыше, т.н. «подфарнички» уступили место «лодочкам».
ЛАЗ-697 "Турист", белый с бирюзовыми полосами, 1959-1963 (12/1959 – 12?/1963). "Прямоугольная" арка задних колес указывает на первую модификацию, ЛАЗ-697.
Три ЛАЗ-697 "Турист", белые с бирюзовыми, синими и зелеными полосами, 1959-1963 (12/1959 – 12?/1963).
Поскольку ЛАЗ-697Е, выпускаемые в 1963 г., отличались от ЛАЗ-697 лишь двигателем, то, возможно, здесь ранние ЛАЗ-697Е.
На площадке перед морвокзалом (по фильму), на которую выходит Геша, можно обнаружить целых восемь автобусов.
1. ЛАЗ-695Е "Львiв", белый с зелеными полосами, 1965-1968 (01?/1963 – 12/1969). Округлые арки колес указывают, что автобус выпущен не ранее января 1964 г. Четыре прямоугольных люка на крыше говорят, что автобус выпущен даже позже, где-то не ранее 1965 г.
2. ЛАЗ-695 "Львiв" или ЛАЗ-695Е "Львiв", белый с красными полосами, определить точно модификацию невозможно, из особенностей заметны лишь три квадратных люка на крыше.
3. ЛАЗ-695Е "Львiв", белый с бирюзовыми полосами, 1964 (01?/1963 – 12/1969). Округлые арки колес и три квадратных люка на крыше указывают на 1964 г. производства.
4. ЛАЗ-695Е "Львiв", белый с бирюзовыми полосами, 1964-1968 (01?/1963 – 12/1969). Округлые арки колес указывают, что автобус выпущен не ранее января 1964 г.
5. ЛАЗ-695Б "Львiв", белый с бирюзовыми полосами, 1959-1964 (05/1958 – 12?/1963). Экземпляр выпуска не ранее 1959 г. К концу 1958 г. автобусы лишились передних стеклянных углов переднего ската крыши и части остекления заднего ската крыши, с осени 1959 г. была изменена конструкция передней части крыши, в результате чего над лобовыми стеклами появился небольшой козырек. Возможно, ЛАЗ-695Е "Львiв" первого года производства, 1963, выпускавшиеся с "прямоугольными" арками колес.
6. ЛАЗ-697 "Турист", белый с бирюзовыми полосами, 1959-1963 (12/1959 – 12?/1963). «Прямоугольная» арка задних колес указывает на то, что данный автобус был выпущен не позднее 1963 г. На некоторых экземплярах, предназначенных для эксплуатации в южных регионах, таких как Сочи, на крыше делался большой центральный люк, закрываемый брезентом. По всей видимости, это один из таких экземпляров.
7. ПАЗ-652Б, белый с бирюзовой полосой, 1963-1968 (09/1963 – 11/1968). Установить точно невозможно, но скорее всего модификация «Б».
8. КАВЗ-651А, белый с голубой полосой, 1958-1968 (01/1958 – 09/1970).
Ниже приведем ряд фотографий, изображающих сочинские автобусы тех времен.
В фильме мелькают и другие автобусы, установить точные модификации и точные года производства которых не представляется возможным.
Некоторые технические характеристики автобусов, упомянутых в статье:
РАФ-977Д "Latvija" – городской автобус особо малой вместимости, предназначенный для перевозки 9 пассажиров плюс шофер (габариты 4900 х 1410 мм). На РАФ-977Д устанавливался двигатель ЗМЗ-21А (I4, 2,4 л, 75 л.с.), такой же как и на легковые ГАЗ-21Л и ГАЗ-21Р. В 1960-х гг. данный автобус широко использовался в качестве маршрутного такси.
ПАЗ-652Б – городской автобус малой вместимости, предназначенный для перевозки 23 пассажиров плюс шофер (габариты 7150 х 1900 мм). На него устанавливался двигатель ГАЗ-652 (I6, 3,5 л, 90 л.с.).
КАВЗ-651А – городской автобус малой вместимости, предназначенный для перевозки 20 пассажиров плюс шофер (габариты 6170 х 2360 мм). На него устанавливался двигатель ГАЗ-51 (I6, 3,5 л, 80 л.с.), такой же как и на грузовик ГАЗ-51.
ЛАЗ-695Б "Львів" – городской автобус малой вместимости, предназначенный для перевозки 32 пассажиров плюс шофер (габариты 9220 х 2500 мм). На него устанавливался двигатель ЗИЛ-158Л (I6, 5,6 л, 109 л.с.).
ЛАЗ-695Е "Львів" – городской автобус малой вместимости, предназначенный для перевозки 32 пассажиров плюс шофер (габариты 9220 х 2500 мм). На него устанавливался двигатель ЗИЛ-130Я2 (V8, 6,0 л, 150 л.с.).
ЛАЗ-697 "Турист" – туристский автобус малой вместимости, предназначенный для перевозки 33 пассажиров плюс шофер и экскурсовод (габариты 9220 х 2500 мм). На него устанавливался двигатель ЗИЛ-158Л (I6, 5,6 л, 109 л.с.).
ЛАЗ-697Е "Турист" – туристский автобус малой вместимости, предназначенный для перевозки 33 пассажиров плюс шофер и экскурсовод (габариты 9220 х 2500 мм). От 697 он отличался двигателем ЗИЛ-130Я2 (V8, 6,0 л, 150 л.с.).
Почитать об автобусах тех времен можно в книгах:
Атоян К.М. и др. Автобусы: Справочное пособие. М.: Машиностроение, 1969. 256 с.
Краткий автомобильный справочник НИИАТ / Под ред. Г.Н. Яковлева. М.: Транспорт, 1967. 544 с.
На YouTube загружен документальный фильм "Сочи транспортный" (1969 г.), где фигурирует множество рассматриваемых автобусов.
Спасибо за внимание!
Часть 3, "Запорожец" и "ЗИСы/ЗИЛы"