Найти тему
Чайхона

Свиноферма

фотоархив. для иллюстрации
фотоархив. для иллюстрации

Рассказ в четырех частях. Первая часть по ссылке. Часть вторая.

Авторский текст. Размещение на других ресурсах только с согласия автора

- Я так понимаю, ты в курсе всех дел этой фермы? – спросил Антон и разводя руки в стороны, предложил: может давай на ферму вместе прокатимся, ты мне на месте все покажешь, расскажешь?

Николай грустно вздохнул и тоскливо посмотрел в сторону сельского клуба.

- Дома дел много, времени тратить… - начал было он.

- Пятихатку дам.

- Дело! – быстро и с такой же, как у Антона улыбкой, ответил Николай. – Только заехай к моему двору, я жену предупрежу. – Садясь в машину, уже совсем по свойски махнул рукой в сторону куба. – Вон туда, а за углом свернешь и остановишься на пятачке, я дворами, так быстрей.

Антон четко выполнил указания нового знакомого и вырулив к клубу, остановился.

- И как вы тут живете? – спросил, промаявшись в ожидании Николая минут двадцать. – Тишина, нет никого.

- Почему это нет? – как будто бы даже и обиделся Николай. Сдвинув кепку на затылок, пятерней почесал лоб. У нас и дом престарелых есть, сорок стариков тут живет.

- А молодых совсем нет, ну кроме тех, что ты назвал? – выезжая на грунтовую дорогу, продолжал расспрашивать Антон.

- Да есть, несколько баб из города беременные вернулись. Ну те, которые молодыми еще на выданье, в города уезжали, в надежде замуж удачно выйти. Да видимо не сложилось. А так-то конечно… - рассказывал равнодушно-будничным голосом Николай.

С двух сторон вдоль дороги стеной стояли зеленые деревья, укрывая хлипкие болотца и покрытые изумрудной травой, поля.

- Хорошо тут у вас, ни людей, ни машин, - открыв окно и вдыхая воздух полной грудью, сказал Антон. – Не то, что в Москве, людей миллионы, а чистый воздух – роскошь.

- Это да, - мгновение, подумав, согласился Николай. Высунув руку из окна, он широко улыбался. – А ты ничего так, даром, что москвич, а с мозгами, - наконец изрек мысль.

Антон, подавляя смех, поблагодарил за комплимент.

- Ну так уж и быть, подскажу, - сказал вконец раздобревший Николай. – Первую партию Константин завел, как положено. Когда на деятельность разрешение получал, уведомил ветврача районного. Тот приехал в срок, как положено, ферму осмотрел, подсказал, как делать дезинфекцию, что построить надо, где подштопать. А когда привезли первую партию скота, они все с документами были, как полагается. Вот тут заворачивай, - рукой указал на проселочную дорогу, густо заросшую травой. – Но ехай медленно, здесь возле ворот яма есть.

- Свиньи что ли с документами были? – хмуря лоб и выворачивая руль то вправо, то влево, спросил Антон.

- Ну а то! в племхозяйствах весь скот подучетный. Есть целая база у министерства, у государства значит, в котором весь скот в стране по головам переписан. Где, сколько, у кого, какой породы. Вот еще проедь метров двести и тормози, мы уже на территории ферм. Вон видишь здание? Это первый свинарник и есть.

- Угу, - пытаясь сманеврировать между кочками и ямами, Антон наконец вырулил на устойчивое, ровное место и остановил машину.

Неподалеку стояло длинное здание, из серого кирпича, с коричневой крышей, тремя деревянными, с облупившейся местами краской дверями и окнами. Со стороны густого леса, плыли по небу низкие, серые тучи. Теплый ветер налетал на верхушки деревьев и ласково гладил высокую траву.

Николай широко шагая, первый прошел к зданию и открыв дверь, махнул рукой Антону.

- Так и будешь что ли там стоять? Айда.

- Ну, айда, - улыбнулся Антон и на всякий случай, закрыл машину.

Несмотря на то, что в здании не было электричества, тем не менее, было светло. Дневной свет проливался из многочисленных окон.

- Здесь котел отопительный стоял, - ткнул рукой влево Николай, - тут бытовка рабочих, - ткнул вправо, - тут кормокухня, - ткнул на левую дверь и открыл правую, - а вот он – свинарник.

Антон медленно ходил между двух рядов железных, метров по пять-шесть клеток. Пол в свинарнике был бетонный, с небольшим наклоном к середине. «Чтобы навоз смывать» - понял Антон. Затем, он долго и пристально разглядывал резиновые трубки, по которым должна бежать вода, пластиковые настилы в некоторых клетках, и густую решетку, без щелей, в других. «Это для гидрослива» - определял про себя, «эта клетка видать, для свиноматок, а это для маленьких поросят».

архив автора
архив автора

- А здесь он держал свиней? – крикнул Антон, пройдя почти в самый конец постройки.

- Не, тока планировал. Держали в том свинарнике, что посередине. Он размером поменьше.

- А сколько всего было скота?

Николай поднял вверх свои серые глаза, уткнулся взглядом в паутину и принялся вслух считать: - маток 50 штук было, хряков держал, штуки 4 кажется, бычков было голов двадцать, отара овец.

- Пятьдесят свиноматок, - быстро в уме подсчитывал Антон, - это что же, общее поголовье около тысячи было?

- Ну что-то около того. Он ведь сам здесь ничем не заведовал. Купил, отстроил. Первое время часто приезжал, потом поставил управляющую, бабу не местную, откуда-то привез. Она у нас в деревне жила, на «Ниве» ездила и все нос задирала, гордая такая, не подступишься. Она с годик всем правила хорошо, а потом и сама стала приезжать, только когда на убой определяла, да мясо перекупам торговала. Я думаю, из-за нее дело-то и не пошло. Отару она, считай и сгубила. Константин, когда покупал, ему продавец рассказал, когда и чем ягнят колоть, чтобы не болели. Так ветеринар приходил, поросятам прививки регулярно ставил, бычкам, а к овцам и не заходил даже. С ним договариваться надо было. Овцы-то не племенные. За бычков она догадалась сторговаться, чтобы прививки делал, а за овец не захотела. Так все стадо и… – Николай выпятил губы.

- Пало? – брови Антона удивленно взметнули вверх.

- Мгм, - многозначительно промычал Николай. – Если посмотрел тут всё, пошли в другое здание. Только боюсь, мы туда не проберемся. Разве что через окно, оно закрытое.

- А со свиньями что вышло? Не прибыльно что ли? – следуя за Николаем, спрашивал на ходу Антон, переступая через доски, куски железа, брезент и прочий мусор, валявшийся возле дверей.

- Да не, он прибыль начал получать через год, наверное. АЧС случился и всё, ему приказали под нож пустить.

- АЧС это что? Кто приказал пустить? Зачем? – сыпал один за другим вопросы, Антон.

- Африканская чума свиней! – подняв указательный палец вверх, ткнул в небо Николай. – Ветврач и приказал. Всех. Дали ему компенсацию, миллиона полтора, если не ошибаюсь и всё.

- А почему? – снова, невпопад, спросил Антон.

- Потому что в первой зоне был. Рядом с очагом. Так во всех областях, где находят, там и… - не сбавляя шага, Николай вышел во двор и пошел в сторону второго здания, сделанного из такого же кирпича. – Всех, и у частников и у крестьян, чтобы зараза дальше не пошла.

- Постой! – Антон остановился, - а как же предприятия? У них что, тоже все поголовье фьють, - присвистнул, - и нет?

Николай остановился и, обернувшись вполоборота к Антону, посмотрел на него, как на человека, обладающего удивительно маленьким объемом мозга.

- Так у них компартамент 4. Ну или на крайняк 3, что уже плохо, - объяснил исчерпывающим и не терпящим возражения тоном.

Подойдя ко второму зданию, Николай подергал за ручку дверь и убедившись, что она закрыта, сказал:

- Ну что я и говорил. Обожди, тут окно одно с секретом, - свернув за угол, крикнул Антону, - айда, тут пролезть можно.

Антон осторожно, стараясь не порвать джинсы и не напороться на гвоздь, пролез следом за Николаем в окно. Внутри было светло, сухо и очень чисто. Побеленные стены, крашенные потолки, в железных клетках решетчатый пол. Даже кормушки в клетках стояли чистые и аккуратные.

Продолжение следует