Один из лучших примеров современной кинофантастики. «Прибытие» Дени Вильнёва - очень умный, хотя местами и неочевидный в своих идеях фильм о языке и мышлении. Инопланетяне – лишь повод еще раз задуматься о том, как мы мыслим и ведем себя, особенно когда достигаем предела или сталкиваемся с неизвестным.
Фильм по сути вообще не связан с инопланетным размом, и это идет ему только в плюс. Это уже больше чем фантастика, это философская притча о нашей природе. В этом смысле «Прибытие» - это гибрид «Контакта» (1997) и «Интерстеллара» (2014), причем с перевесом на первый фильм. Ведь по большому счету никакой загадки в пришельцах нет, главной загадкой для самих себя оказывается человечество.
В фильме это буквализировано как в неспособности договориться между разными людьми и нациями, так и в том, что языковые картины мира людей в самих себе носят что-то непрозрачное и энигматическое (как в примере с китайцами, которые не увидели, что метафора войны/борьбы изначально заложена в средстве общения – в игре маджонг).
Фильм окрестили сложным, хотя опирается он на представления, которые должны быть известны любому человеку с гуманитарным образованием (а не его имитацией). Если вы вдруг не в курсе, то в качестве основы сюжета использованы идеи философии языка ХХ века, прежде всего гипотеза лингвистической относительности Сепира-Уорфа, а также когнитивистская теория метафоры. Последняя лучше всего представлена в интеллектуальных бестселлерах Джорджа Лакоффа – «Метафоры которыми мы живем» и «Женщины, огонь и опасные вещи: Что категории языка говорят нам о мышлении» (тем, кто не читал, но интересуется темой – рекомендую, написано легко и очень информативно).
Проблема, однако, состоит в том, что художественный вымысел вынужден идти намного дальше в развитии этих идей. И здесь вы либо доверяетесь фантазии автора, либо ничего не получится. Ведь слова, конечно, влияют на то, что мы можем увидеть и понять, но значит ли это, что мы можем изменить свое пространственно-временное восприятие? В фильме это получается логично и красиво, но в реальности, я думаю, наша физиология таких радикальных изменений не сулит (ведь тело остается опорой для самых базовых метафор нашего мышления, как считает Лакофф). Я даже думаю, что «Прибытие» - это один из немногих фильмов, который хоть немного стимулирует желание изменить свое мышление, чтобы понимать больше.
И в этом ракурсе ключевой вопрос сей истории «Зачем вы здесь?» - это, пожалуй, один из главных тупиков обыденного мышления.
Предположение намерения у другого, предположение понимания другим вопроса, предположение способности (и желания) постичь самому: в общем слишком много предположений. Что-то в этом духе высмеял еще софист Горгий («Ничто не существует; если даже что-то существует, то оно непостижимо; если даже постижение и возможно, то оно не высказываемо и необъяснимо для другого»). И в общем нам остается то же, что и героине фильма – менять свой язык, чтобы изменить мышление. Ну хотя бы чтобы понимать других. Да и самого себя тоже.