Найти тему
Этноmix

Чукчи. Часть 1-я, древность.


В далекой-далекой древности, около 23-15 тысяч лет назад через Берингов пролив происходило заселение Америки. Согласно современным исследованиям, предки почти всех индейских племен имеют общих предков из Южной Сибири, что подтверждается подавляющим распространением гаплогруппы Q, за исключением более поздних переселенцев, носителей языков на-дене, родственных монгольским племенам. На территории России данную гаплогруппу имеют также чукчи и селькупы. Как показали археологические исследования Чукотки в 60-х годах, на этой территории, начиная с 2-го тысячелетия до нашей эры существовала арктическая древнеберингоморская цивилизация, которую впоследствии сменила культура Пунук, просуществовавшая вплоть до 17 века, когда столкнулась с русскими казаками. Возможно, на дне Берингова моря хранятся тайны древнейших цивилизаций, но эта область до сих пор остается терра инкогнито.

Примерно 50 лет назад были обнаружены загадочные «крылатые предметы», которые своей формой и орнаментацией вызвали удивление у всех. Это находки с острова Св. Лаврентия, с Пунукских островов и островов Диомида, «крылатые предметы» из Уэленского и Эквенского могильников Чукотки. «Крылатые предметы» — памятники двух родственных древне-эскимосских культур: древнеберингоморской и оквикской. Эти культуры существовали в Северном Бериигоморье в первые века новой эры, и роль их в истории эскимосского народа исключительно велика.

Крылатый предмет
Крылатый предмет

Удивительно, что для Чукотки характерно существование оседлых поселений на протяжении многих веков, а возможно и тысячелетий, которые просуществовали вплоть до советской эпохи, когда происходило укрупнение поселений. Одно из таких мест - древняя столица Наукан, расположенный на мысе Дежнева, так как в 1648 году близ Наукана был разбит один из кочей Семёна Дежнёва. В разное время на территории Наукана существовали различные этнические культуры: оквинская, пунукская и древнеберингоморская.

Наукан
Наукан

Известно, что у науканцев была сильно развита обрядовая культура, существовало большое количество праздников и игр. Среди них — «Первая нерпа мальчика» — обряд, в ходе которого ребенок становился настоящим охотником и добытчиком пропитания для своей семьи. Популярен был и праздник Полъа, или праздник кита. Проводился он в конце лета и в начале сентября и представлял собой особый ритуал, в котором разыгрывался поход охотников и добыча ими кита. После того как охотники добывали животное, их встречали женщина и девочка, которые проводили ритуал «поения» кита. После чего начинались песни, танцы, среди которых особо популярен сидячий танец.
До нас дошла старинная легенда, которая гласит, что жители Наукана — друзья китов и заключили с ними в древние времена нерушимый договор. Все киты, приплывающие в Наукан, могли выбрать себе самых красивых девушек и забрать их с собой. Выбранная китом девушка уплывала вместе с животным, становясь его земной любовницей. Науканцы также были известны своими швеями, мастерами по пошиву одежды. Нити для шитья изготавливались из оленьих жил, а шкура нерпы служила теплой, да еще и водонепроницаемой тканью (благодаря жировой пропитке кожи животного). Одно из поверий — обряд прихода на родную землю. Согласно этому обряду человек, который долго не был на родине, должен, приехав, первым делом лечь на землю и кувыркнуться три раза. Этому обряду следуют все эскимосы, даже старики, вернувшиеся на исконные земли, первым делом совершают кувырки.

Ыттыгран
Ыттыгран

Китовая аллея, на острове Ыттыгран - древнее место ритуальных встреч охотников. Там были особые места, где шаманы приносили жертвы духам моря, так как именно оно было источником их существования. В построениях даже просматривается сходство с замкнутыми энергетическими контурами Хакасии - кромлехами, только в этом случае выполненными не из камня, а из костей и черепов. Водной из легенд говорилось о произошедшей близ острова схватке между двумя "летающими шаманами", из которых один был родом с Чукотки, а другой - с Аляски.

Ещё одно выдающееся открытие сделано российскими археологами на пустынном участке побережья Берингова пролива в двадцати пяти километрах от чукотского селения Уэлен. То, что они обнаружили, получило название «Эквен», в переводе на русский – «Мыс «Большая землянка». Название совсем неслучайное. В Эквене сохранилось не менее тридцати полуподземных жилищ. Оставленные людьми сотни лет назад, они внешне напоминают курганы. Море, уровень которого здесь постоянно повышается, безжалостно разрушает древнее поселение, и из береговых откосов выступают большие сланцевые плиты – пол эквенских жилищ, гигантские черепа и челюстные кости гренландских китов – опоры бывшей кровли в домах морских зверобоев древней Чукотки. В трёхстах метрах от берега, на двух холмах – Западном и Восточном – находится Эквенский могильник. Сколько здесь погребений, не знает никто. Достаточно уверенно можно говорить лишь о том, что захоронения в Эквене датируются I тыс. до н. э. – 1 тыс. н. э. Также в эквенском могильнике были обнаружены свидетельства существования древних женщин-шаманов.

Чукотка
Чукотка

С другой сторону, исследователи северо-востока Азии XVIII – XIX веков отмечали, что среди местных народов: чукчей, коряков, ительменов, эскимосов, алеутов – существовали особого рода шаманы, превратившиеся в женщин и ведущие соответствующий женскому полу образ жизни. Будущий шаман осознавал себя женщиной после призыва духа, который звался «кел». Это происходило обычно в подростковом возрасте и становилось начало шаманского посвящения. Смена гендерной принадлежности в чукотском языке имела особое название, которое переводится как «мягко-человеческое бытие», а таких людей называли «мягкими мужчинами». Человек, к которому был обращен призыв духа, менял прическу на женскую, начинал носить женскую одежду, затем он начинал выполнять все женские работы, и даже приобретал характерное женское произношение. Порой превращение было неполным. Один из его знакомых чукотских шаманов с юности по приказу духа носил женскую одежду, однако не стал в социальном плане женщиной, а напротив имел жену и четырех детей. Мужчина, ставший женщиной, не только имел право высказывать свое мнение, но и его приказы окружающие должны был выполнять без возражений.

-7

Продолжение статьи: современные чукчи