До 1917 в России имена давались исключительно из православных церковных святцев. Назвать другим именем младенца просто не могли, не разрешалось церковью.
Церковь прочно застолбила своё право на имена (таинство крещения), брак и смерть, таким образом, полностью регламентируя жизнь человека и подчиняя себе все его гражданские состояния.
После 1917 года ситуация поменялась, т.к. называть ребёнка можно было как угодно, однако имя – это не только индивидуальный знак отличия человека, но и знак принадлежности к определённому социальному слою или кругу.
Поэтому после установления советской власти позиции церкви успешно заменили позиции идеологии. Общество подчинялось теперь другим, не церковным нормам, но от этого они не перестали быть жёсткими. Теперь внедрённая в сознание идеология заставляла человека самого сомневаться в самом себе, соответствии пути партии и требованиям, выдвигаемым «новым временем».
В 1932-1935 по стране прокатилась волна смены имён. Имена, которые менялись, по мнению носителей этих имен, несли на себе печать старого, архаического, связанного с «царским режимом» и отсталостью.
Идеология индустриализации, начиная с 1929 года, активно выдавливала старорусские деревенские имена. Носить такие архаические имена стало неудобно. Поэтому люди их меняли.
Среди женщин чаще всего отказывались от имён Матрёна и Фёкла (12% и 7% соответственно, от всех женщин, переменивших имя). Меняли также имена: Акулина, Агафья, Евдокия. Меняли, как правило, на новые, «современные» имена: Галину и Валентину.
Среди мужчин чаще всего заменяли имена: Иван, Кузьма, Степан, Никита, Фома, Афанасий. Вместо них брались имена: Владимир (13% от всех поменявших имя мужчин), Николай, Александр, Леонид, Анатолий.
Причём среди поменявших своё имя мужчин было больше, чем женщин.
Одна из основных причин смены имени заключалась также не только в архаичности и не соответствии новому времени, а также в идеологии. Имя Владимир прочно ассоциировалось в сознании того времени с именем Владимира Ленина. Соответственно так же, как популярность имен дворянок 18 века зависела от имени царствующей императрицы: Анна, Елизавета или Екатерина.
Интересно, что сменяемые в СССР имена уже не несли того ассоциативного христианского прошлого, связанного с определёнными святыми. Поэтому глобально имена не требовали замены, однако носителям таких имён было неуютно и может быть, даже немного стыдно в новом времени обладать связью с дореволюционной Россией. Хотя представить себе в том времени сталевара Фому, согласитесь, достаточно сложно.
О том, какими новыми именами стали называть детей, рождённых в 30е года 20 века в СССР, читайте в моей статье.
Подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, буду рад комментариям!