Сицилийская Коза Ностра (в переводе наше дело) свое начало ведет с первой половины 19 века.
Одно из ответвлений итальянской мафии действует на Сицилии с начала XIX века, превратившись в начале XX века в международную организацию. Первоначально организация занималась защитой владельцев апельсиновых плантаций и дворян, владевших крупными земельными участками, в основном от самих же бандитов. Это были зачатки рэкета. Позднее Коза ностра расширила арсенал своей деятельности, став преступной группировкой во всех отношениях. С XX века главным направлением деятельности Коза Ностра стал бандитизм.
Сицилийская мафия состояла из групп, называемых «семьями» (famiglia). Сама «семья» имела жёсткую иерархическую структуру. Во главе так называемомый крёстный отец — padrino. Вся территория деятельности «семьи» разделялась на своеобразные «округа», которые могли состоять из улиц, районов или даже целых провинций. Каждый округ контролировался обычно тремя семьями, которые избирали своего лидера (такого лидера называют иногда capo di capi — голова голов). Этот лидер выбирал своего заместителя и ещё от одного до трёх советников (консильери).
Во всем известном фильме «Крестный отец» снятому по одноименному роману Марио Пьюзо термин был популяризован во всём мире.
По тому же принципу формировались бригады «Русской мафии» за рубежом и преступные группировки, действующие в России в 90-х. Ничего нового изобретено не было, все как обычно было успешно передрано и сшито по модным итальянским лекалам. Конечно, при этом присутствовал национальный колорит, но основные принципы остались прежними.
Между тем термин «Коза ностра» сейчас относят исключительно к сицилийской мафии, а также выходцам из Сицилии, перебравшихся в США. Термин используется для того, чтобы отличить международные преступные структуры от традиционной сицилийской группировки.
В начале 80-х итальянская мафия имела уже политические связи высших государственных кругах Италии, наладило торговлю героином в США. Мафия в 80-х годах достигла пика своего влияния и могущества и уже представляла реальную угрозу итальянскому государству.
По стране прокатилась война убийств полицейских и чиновников, кроме того велась война между кланами за сферы влияния, жертвами этой войны становились главы кланов и рядовые члены преступных группировок. Погоня за наживой и жажда власти заставила боссов мафии нарушать незыблемые вековые мафиозные законы. Один из таких законов мафии Омерта́ — «взаимное укрывательство, круговая порука» — «кодекс чести» мафии, несотрудничество с государством. В конечном итоге нарушение этих негласных законов, надежно охранявших ее сотни лет, нанесло мафии сокрушительный удар.
Коза Ностра возглавил в 80-х годах XX века Сальваторе Риина (также известен как Тото Риина; 16 ноября 1930, Корлеоне — 17 ноября 2017 года) — итальянский сицилийский мафиози, бывший глава мафии Коза Ностра, «босс боссов», имейвий прозвище Кортышка. Жестокостью и насилием он подмял под себя другие кланы, убивая их боссов или подчиняя себе. Фактически он не соблюдал более вековых традиций итальянской мафии, его «подчиненные» , по его приказу убивали детей и женщин, боссов других кланов, что было запрещено неписанными законами.
Итальянское государство объявило мафии негласную войну.
Одним из ярких героев этой войны был Джованни Фальконе, известный в Италии как непримиримый боец с мафией. Свою борьбу с ней он начал, когда был назначен на должность следователя в Палермо.
Джованни Фальконе был прекрасным юристом, но кроме того он отлично разбирался финансах и изначально специализировался на расследованиях фиктивных банкротств .
В Палермо он изобрел собственную методику расследования, она оказалась весьма эффективной. По ходу ведения расследований, изучая следы уголовных и финансовых преступлений мафии, он собрал обширную картотеку. Кроме того, ему почти всегда удавалось склонить арестованных мафиози к сотрудничеству со следствием.
Завершением первого этапа проводившегося Фальконе расследования был процесс 1986 года.
По его результатам судебной системой Италии 342 члена преступного сообщества были осуждены в общей сложности на 2665 лет тюрьмы. Однако все осужденные принадлежали к среднему звену мафии. Те же, кто имел в руках реальную власть, и управлял исполнителями в результате расследования остались непричастными.
По окончании процесса 1986 года Фальконе подал в отставку, покинул с пост следователя в Палермо и перешел на работу , в Рим, в министерство юстиции Италии. Хотя многие итальянские средства массовой информации утверждали, что Фальконе был отстранен от оперативной работы, на самом деле Фальконе сделал это по своему желанию, так как, в результате своих расследований в Палермо пришел к логичному выводу, что мафией управляют из Рима. Завершить расследование ему не удалось, хотя, судя по тому, что его убили, он был близок к этому.
Возможно, люди в Риме очень высокопоставленные и связанные с мафией, понимая, что их в скором времени настигнет карающая рука правосудия, решили расправиться с Фальконе и положить конец его деятельности.
В 1992 году Фальконе вместе со своей женой, также бывшей на должности магистрата, Франческой Морвилло и тремя полицейскими: возглавлявшим сопровождение и охрану Антонио Монтинаро , Рокко Дичилло и Вито Скифани , убит возле коммуны Капачи на дороге между международным аэропортом Палермо и городом Палермо. Бронированный автомобиль Fiat Croma, в котором ехал магистрат, и две машины эскорта были взорваны мощной бомбой (взрыв был эквивалентен взрыву 400 кг тротила), заложенной под дорогой. Джовании Фальконе умер в больнице, не приходя в сознание, его жена скончалась тремя часами позже на операционном столе. На момент убийства ему было 52 года.
Убийства Фальконе и Борселлино вызвали широкое общественный резонанс. Возмущение общества вынудило власти действовать. Риина 15 января 1993 года был арестован в Палермо. Во время задержания он не сопротивлялся , уверял, что является обычным бухгалтером, однако отказался ответить на вопрос, на какую компанию работает, так как не хотел портить ее «доброе имя». Он уверял полицию что произошла ошибка, что он не тот за кого его принимают . Во время ареста Риина поблагодарил полицию за хорошее к нему отношение. Когда вели в суд, кричал полицейским, что они "коммунисты". Видно, рассчитывал, что "свои люди" во власти помогут вытащить его на свободу. Но желающих не нашлось. На слушаниях он заявил, что никогда не слышал о мафии и не знает, что является одним из самых разыскиваемых людей в Италии. Он сел в тюрьму строжайшего режима, без права на контакты. Риина получил несколько пожизненных сроков. За 24 года Риина не раскаялся и не раскрыл всех секретов. Он пытался руководить своими подручными и из тюрьмы отдавал какие-то указания, передавая записки с указаниями на свободу. Никто так и не знает, до каких верхов добрались его щупальца, сколько обрублено, сколько еще шевелится. В ноябре 2017 он умер от рака в тюремной больнице.
— Многие вздохнули с большим облегчением, ведь он унес с собой в могилу очень много тайн,— с сожалением подвел черту Сальваторе Борселино, брат знаменитого следователя, который расследовал связи мафии с госструктурами и был взорван в своей машине по заказу Риины в 1992-м. В самом деле, хотя следствие шло четверть века, а число пожизненных приговоров множилось, мотивы многих преступлений, которые он организовал в 1980-1990-е, мягко говоря, неясны. Есть подозрения, что не выявлены все их заказчики.
Итальянский опыт борьбы с мафией в условиях демократии — высокая ценность, люди каждый год поминают погибших следователей, подчеркивают, что победа была достигнута за счет героизма и предельной мобилизации. Хватит ли сил повторить это, если наследники "Малыша" возьмутся за старое? Конечно, верхушка пирамиды раскурочена, но потенциал Коза Ностра, считают эксперты, безусловно не исчерпан.